«Россия ― это бензоколонка, притворяющаяся страной»?
Расхожая фраза, сказанная Джоном Маккейном в марте 2014 года «Россия ― это бензоколонка, притворяющаяся страной», и дополненная Обамой в январе 2015 года ― «экономика России разорвана в клочья», стали мемами, как бы подчеркивающими отсталость России. На Западе довольно часто утверждается, что Россия ― сырьевая держава и ни на что больше не способна, ей не по плечу высокотехнологичные производства и она обречена на прозябание. В связи с этим вопрос: а как же тогда самый совершенный военный потенциал в мире, откуда он появился, его же не инопланетяне подарили. Неужели страна с «разорванной экономикой» способна на такой прорыв?
Посмотрим, насколько справедливы такие уничижительные отзывы о России и с какой целью это делается.
В мировых экономических рейтингах Россия ― шестая экономика мира и уверено поднимается вверх, что говорит о достаточно высокой экономической мощи государства. При этом даже Запад признает ее одной из двух самых влиятельных стран мира, поскольку у России, кроме внушительного ВВП (пока еще недостаточного), есть громадный военный потенциал и признанный авторитет, в том числе на уровне Совета Безопасности ООН.
Немаловажным фактором для дискредитации Россия и попытки ограничения ее экономических возможностей является и то, что она сказочно богата природными ресурсами, ей нет равных по запасам всех видов ресурсов: энергетических (нефть, газ, уголь, ядерное топливо), металлов (черных, цветных, драгоценных и редкоземельных), сельскохозяйственных и лесных угодий, пресной воды и любых других имеющихся в природе. У России есть практически все виды ресурсов, и это создает возможность совершить рывок практически в любой отрасли экономики. Это ее конкурентам очень не нравится.
В связи с этим особо ушлые на Западе твердят о «несправедливости» такого распределения и открывают рот на российские ресурсы, поэтому Путину пришлось объяснять им, что Россия может и «зубы выбить» слишком уж завистливым. Наличие громадных сырьевых ресурсов ― это не проклятие, а благо для страны и возможность использовать их для развития экономики. Главное, грамотно распорядиться ими и направить в нужное русло.
В основе успешного развития экономики лежит энергетика, определяющая энергонезависимость страны и возможности ее технического развития. Энергетические ресурсы заложены в стоимость любого произведенного продукта и оказанной услуги, особенно это касается всех видов транспорта, городской инфраструктуры и энергоемких отраслей промышленности. Из энергетических ресурсов сегодня наиболее значимы углеводороды (газ, нефть, уголь), по запасам которых Россия вместе с США ― мировой лидер. Хорошо это или плохо?
В России добывается 512,68 млн тонн нефти, 692,3 млрд кубометров газа и 401,4 млн тонн угля. По суммарным запасам первичных энергоносителей Россия занимает второе место в мире после США, и вместе они в состоянии определять мировую энергетическую политику. В структуре мировой добычи нефти США на первом месте ― 746 млн тонн (16,7 проц. мировой добычи), Россия ― 558 млн тонн (12,7 проц.), Саудовская Аравия ― 556 млн тонн (12,4 проц.), Канада, Китай и Ирак ― примерно по 5 проц. В структуре мировой добычи газа США также на первом месте ― 920,9 млрд куб. м, Россия ― 692,3 млрд куб. м, Иран ― 244,2 млрд куб. м, Катар ― 178,1 млрд куб. м и Китай ― 177,6 млрд куб. м в год. По добыче углеводородов США уверенно держат первое место и никак не комплексуют по этому поводу, постоянно наращивая уровень добычи. Так кто же первая «бензоколонка» мира?
В структуре российского энергетического комплекса газу и нефти принадлежит решающая роль в электроэнергетике, определяющей уровень научно-технического прогресса и качество жизни населения в стране. Основная часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях (70 процентов на тепловых электростанциях, около 20 процентов на гидростанциях, 10 процентов на АЭС и только порядка 1 процента дает зеленая энергетика), то есть углеводороды являются основой электроэнергетики и базой для обеспечения благосостояния ее населения. Российский электроэнергетический комплекс охватывает сотни предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии и обеспечивает гарантированную и устойчивую поставку ее потребителям.
По производству электроэнергии в год, более 1000 млрд кВт∙ч, Россия на четвертом месте в мире (Китай ― 4700 млрд кВт⋅ч, США ― 4300 млрд кВт⋅ч, Япония ― 4100 млрд кВт⋅ч), и потребление такого количества электроэнергии говорит о развитой российской экономике, на что в принципе не способна страна с «разорванной в клочья экономикой».
Помимо колоссального влияния углеводородов в структуре энергетики России, они являются основным источником налоговых поступлений в бюджет страны. Доходы нефтегазовой отрасли (добыча и переработка нефти и газа) больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.
В разные годы они составляли от 30 до 51 процента всех доходов. Это связано с большой рыночной стоимостью произведённых товаров и дополнительным налогообложением отрасли. Налоговые поступления включают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на доход от добычи углеводородного сырья (НДД), акцизы на нефтяное сырье, экспортные таможенные пошлины. Например, за 2018 год нефтегазовые доходы составили 9 трлн рублей, или 46,3 проц. всех доходов федерального бюджета, за 2019 год ― 7,9 трлн рублей, или 39,3 проц., и за 2020 год ― 5,3 трлн рублей, или 28 процентов. Уменьшение этих доходов в 2020 году обусловлено в основном за счет снижения средней цены на нефть, снижением объемов экспорта газа, что вызвано как погодными условиями, так и спадом экономической активности в странах Европы из-за коронавируса.
Основными газодобывающими российскими компаниями являются (млрд куб. м в год): «Газпром» ― 500,3, «Новатэк» ― 74,7, «Роснефть» ― 67,3, «Лукойл» ― 17,7, «Сургутнефтегаз» ― 10,3, а нефтедобывающими (млн тонн в год): «Роснефть» ― 194,2, «Лукойл» ― 82,1, «Сургутнефтегаз» ― 60,9, «Газпромнефть» ― 39,5, «Татнефть» ― 29,5. При этом государство контролирует только «Газпром» ― 50,23 проц. акций и «Роснефть» ― 50 проц. +1 акция, остальной капитал в компаниях принадлежит частным российским и зарубежным собственникам.
Независимо от формы собственности львиная доля налогов от добычи и переработки газа и нефти выплачивается в бюджет России, только часть чистой прибыли, идущей на дивиденды, получают собственники акций компаний. Российская система налогообложения этой отрасли позволяет оптимально изымать полученные средства в пользу государства в зависимости от конъюнктуры мирового нефтегазового рынка.
Доля углеводородов и продуктов перегонки нефти в структуре экспорта России более чем значительна. По объемам продаж газа Россия занимает первое место в мире. В 2019 году экспортировано 220,6 млрд куб. м, а в 2020 ― 199,2 млрд куб. м и 29,6 млн тонн СПГ, в 2020 году экспортировано также 238 млн тонн нефти и 141,8 млн тонн нефтепродуктов (53,2 млн тонн дизтоплива, 5,8 млн тонн бензина и 82,8 млн тонн мазута).
В 2019 году минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25–27) составили 63,33 проц. от всего объема экспорта России, а в 2020 ― 51,19 проц., из них 49,6 проц. топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, трубопроводный газ и СПГ и только 1,11 проц. ― соль, сера, камень, руды и шлак. Углеводороды и продукты переработки нефти являются источником половины всей экспортной выручки, и состояние этой отрасли во многом определяет внешнеторговый баланс страны.
Наличие громадных запасов нефти в стране, естественно, ставило задачу организации масштабной переработки сырой нефти с целью получения светлых и темных нефтепродуктов, что и было сделано. Из 512,68 млн тонн добытой в 2020 году нефти 275 млн тонн (53,7 проц.) переработано на нефтеперерабатывающих заводах и получено 38,4 млн тонн бензина, 77,9 млн тонн дизтоплива и 158,7 млн тонн мазута. То есть более половины добытой нефти перерабатывается в России, а экспортируется только 46 процентов сырой нефти, 68 процентов дизтоплива, 52 процента мазута и всего лишь 15 процентов светлых нефтепродуктов, поскольку они востребованы экономикой России.
В России переработку нефти в светлые и темные нефтепродукты осуществляют 76 нефтеперерабатывающих завода, 32 из которых крупные, разной степени оснащенности и возможности выпускать качественную продукцию. Следует отметить, что пока еще не все заводы соответствуют современным требованиям.
Эффективность нефтеперерабатывающих заводов напрямую зависит от глубины переработки нефти (ГПН), определяющей качество и объемы светлых и темных нефтепродуктов. На российских заводах ГПН традиционно была невысокой, к середине 2000-х она составляла всего лишь 66 процентов и характеризовалась высоким выходом самого низкооктанового нефтепродукта ― мазута. Одной из приоритетных задач нефтеперерабатывающей отрасли России стали модернизация и ввод в строй новых НПЗ, поскольку увеличение ГПН позволяет российскому нефтяному сектору успешно конкурировать на мировом рынке нефтепродуктов. Проведенная модернизация позволила к 2015 году повысить ГНП до 74 процентов, а к 2020 году достичь 84,4 проц.
Производство и экспорт мазута с каждым годом неуклонно сокращаются и расширяется производство бензина и дизтоплива. На фоне сокращения производства мазута в период 2014–2019 годов на 42 процента выросла доля выпуска бензина и дизтоплива.
В качестве примера можно привести реконструкцию в 2020 году, а фактически строительство заново крупнейшего Московского НПЗ, основным продуктом которого является авиационное топливо, обеспечивающее московский авиаузел, потребляющий около половины авиационного топлива в стране. К тому же на нем теперь производится качественный битум для строительства прочных и износостойких дорог в этом регионе.
Еще более существенное значение в экономике страны имеет газ, в общем энергобалансе его доля составляет 52 процента, а в производстве электроэнергии ― 49 процентов, что является одним из самых больших показателей в мире.
Из добытых в 2020 году 692,3 млрд куб. м газа экспортировалось 210,8 млрд куб. м (в Европу ― 174,9 млрд, СНГ ― 30,7 млрд, Китай ― 5,2 млрд, в том числе 1,1 млрд СПГ). То есть основным потребителем российского газа является Европа, и никакие другие потребители ни в ближайшей, ни в отдаленной перспективе не могут перекрыть эту потребность. По газопроводу «Сила Сибири» в 2020 году в Китай было поставлено всего 4,1 млрд куб. м газа, в 2022 году поставки должны увеличиться до 15 млрд куб. м, а когда он заработает на полную мощность, ― 38 млрд куб. м. Для сравнения, в 2020 году по газопроводу «Центральная Азия ― Китай» из Туркмении, Узбекистана и Казахстана в Китай было поставлено более 39 млрд куб. м газа. Основную потребность в поставках газа Китай удовлетворяет за счет поставок СПГ из Австралии и Катара, и российский газ может потребоваться только в случае перекрытия морских каналов поставки СПГ из этих регионов.
В этой связи борьба за газовые потоки вокруг Украины идет нешуточная, поставки российского газа в Европу имеют стратегическое значение для экономики России, поэтому Запад и предпринимает титанические усилия не допустить их реализации, поскольку это серьезно ослабит его геополитического соперника.
Оставшийся после экспортных поставок газ, а это более 480 млрд куб. м, используется в России для внутренних потребностей и газопереработки в конечную продукцию. Немалое количество газа идет и на газификацию городов и сел РФ, которая составляет пока что 68,5 проц. Она растет, но слишком много еще населенных пунктов живут без газа, и стране с громадными запасами газа негоже быть с таким уровнем газификации населения.
В этом году правительство предпринимает меры по интенсификации газификации, в том числе по бесплатному подводу газовых магистралей к домовладениям и обязательствам газодобывающих компаний заняться вопросами газификации территорий.
Наиболее перспективным направлением использования природного газа является его переработка на газоперерабатывающих заводах и газохимических комбинатах, завязанных в единый производственный цикл с целью получения готовой и востребованной продукции. В России действует 12 газоперерабатывающих предприятий и строятся новые. Достаточно напомнить о строительстве мощнейших Балтийского и Амурского газохимических комбинатов со сроком введения в полную эксплуатацию в 2024 году, о которых я уже подробно писал.
Введение в эксплуатацию Балтийского и Амурского комплексов станет колоссальным рывком отечественной химической промышленности в этом наукоемком и высокотехнологичном секторе экономики. Эти гиганты впечатляют, они включают в себя газоперерабатывающие и газохимические предприятия, и с их вводом к перерабатываемым 81,3 млрд куб. м газа (2019) добавится еще 87 млрд куб. м. К тому же Амурский комплекс станет основным мировым поставщиком гелия (до 60 млн куб. м в год), обладающего весьма ценными свойствами и используемого в аэрокосмической, электронной и медицинской отраслях.
«Жирный газ», насыщенный разного рода смесями, поступает на комбинаты с месторождений Сибири и после высокой степени переработки становится исходным сырьем для производства полиэтилена, являющегося материалом для пластиковых бутылок, для фармакологии и косметики, производства мыла и моющих средств, растворителей лаков и красок, нетканых материалов и электроизоляционных материалов, производства полипропилена, используемого для производства плёнок, тары, труб, пластиковых деталей различного назначения, а также для производства синтетических каучуков, этилового спирта, стирола, уксусной кислоты и многих других видов товарной полимерной продукции. Исходя из широкого спроса на продукты переработки природного газа, эти комплексы будут стимулировать создание предприятий по производству разнообразной конечной полимерной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынке.
Помимо роста темпов газопереработки, набирает обороты производство и экспорт сжиженного природного газа. Темпы роста экспорта СПГ хорошо видны в динамике по годам: 2018-й ― 18,4 млн тонн, 2019-й ― 28,5 млн тонн, 2020-й ― 29,7 млн тонн. Россия по экспорту СПГ в 2019 году уже практически догнала США, и ее доля на рынке экспорта СПГ составила 6 процентов, в ближайшей перспективе ее планируют увеличить до 20 процентов. И для такого оптимизма есть все основания.
Лидером в этой отрасли стала компания «Новатэк», разработавшая и внедрившая при реализации проекта «Ямал СПГ» новую технологию его производства при низких северных температурах, в связи с чем российский СПГ на газовом рынке значительно дешевле и пользуется большим спросом.
Мировой рынок СПГ постоянно расширяется, и Россия уверенно вписывается в него на ведущих ролях, увеличивая доходы государства от этой отрасли. К примеру, в 2020 году доходы России от экспорта СПГ достигли 6,7 млрд долларов, а с вводом Балтийского комбината мощности по производству СПГ увеличатся еще на 13 млн тонн в год.
Говоря о российской энергетике, следует особо подчеркнуть роль атомной энергетики, в которой Россия является общепризнанным мировым лидером. Эта отрасль сосредоточена в руках государственной корпорации «Росатом». Корпорация обладает полным спектром технологий замкнутого цикла по добыче и переработке урановой руды, является лидером по обогащению урана, по производству ядерного топлива, по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию современных атомных энергоблоков, по переработке и утилизации отработанного ядерного топлива. В структуре российской атомной энергетики действуют 11 атомных станций, на которых эксплуатируется 38 энергоблоков, и по их количеству РФ является четвертой в мире страной после США, Франции и Китая. «Росатом» контролирует 40 процентов мирового рынка услуг по обогащению урана и 16,3 проц. рынка ядерного топлива, являясь единственным в мире производителем реакторов на быстрых нейтронах.
«Росатом» также ведет разработку и изготовление оборудования, проектирование и строительство АЭС в 12 странах мира, в отрасли работает более трехсот наукоемких предприятий различного назначения, обеспеченных на годы вперед заказами и реализующих самые последние достижения в атомной энергетике.
Помимо этого, «Росатом» обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом из пяти ледоколов для работы на Севморпути, строятся также еще более мощные ледоколы проекта «Лидер», способные круглогодично проводить караваны судов, создавая конкуренцию Суэцкому каналу.
Анализ российской энергетической отрасли показывает, что Россия не просто «бензоколонка», она обладает природными ресурсами и передовыми технологиями, позволяющими обеспечить энергоресурсами не только свою экономику, но и экспортировать их и пополнять бюджет. Значительная часть энергоресурсов перерабатывается, что требует привлечения высоких технологий, наукоемкого производства и квалифицированных кадров. Россия действительно может гордиться таким мощным энергетическим комплексом, способным поддерживать на высоком уровне производство как гражданской продукции, так и военно-промышленного комплекса.
Без такой «бензоколонки», обеспечивающей страну дешевой и качественной энергией, невозможно запустить сложнейшие процессы восстановления экономики. Только создав энергетическую базу и накопив ресурсы, в том числе финансовые, можно переходить к следующему этапу развития высокотехнологичного производства.
Юрий Апухтин