Варшава мечтает о реванше над Москвой или жаждет стать «гегемоном Европы»?
Польша провоцирует прямое столкновение с Россией, заявил бывший советник Леонида Кучмы Олег Соскин.
Польша идет путем наращивания военных усилий. Они осуществляют открытые враждебные действия против России. Последние события — прямой вызов Путину», — рассказал он на своем YouTube-канале.
По его мнению, Варшава закупает оружие и увеличивает численность армии для подготовки к прямой конфронтации с Москвой. Сейчас польские власти проводят провокационную политику в отношении российской дипломатической миссии, отметил он.
Мы уже неоднократно обращали внимание на то, что Польша, избавившись от переданной Украине советской военной техники, активно обзаводится современной западной. В июле 2022 года стало известно о планах по технической модернизации польской армии, в частности о намерении польских властей в период 2023—2024 гг. приобрести 116 американских танков M1A1 SA Abrams, а также южнокорейских танков из семейства K2 Black Panther в трех вариантах.
Кроме того, известно, что Варшава намеревалась купить 180 машин южнокорейского производства в 2022—2025 годах, а в 2026-м анонсировалась поставка 820 единиц модели K2PL — адаптированных к польским требованиям танков K2. Часть этих танков должна собираться в Корее, а часть — на новом заводе в Польше, после чего должны начаться поставки танка, который сейчас условно называют K3PL, который также будут делать в Польше и Южной Корее.
Кроме того, известно о беспрецедентных намерениях увеличить личный состав польской армии — до 300 тысяч человек. А прошлым летом глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил о возможности увеличения армии до 400 тысяч. В любом случае, это будет сильнейшая армия в ЕС (для сравнения, армия Франции насчитывает чуть более 200 тысяч человек).
Так что, Польша серьезно готовится к войне? С кем? Понятно, что, кроме России, потенциальных противников у нее нет. Однако понимают ли в Варшаве, что это будет война России с НАТО и, скорее всего, ядерная? Или они готовятся к столкновениям на территории Украины — в этом случае, пятая статья альянса применяться не будет?
Очевидно, в этом случае, такое столкновение не станет легким для ВС РФ, уж точно не легче, чем противоборство с ВСУ, с которыми Россия не может справиться уже больше года…
Или все же о реальной войне не идет речи, и под прямым столкновением тот же Соскин все же имеет в виду что-то другое, не перетекающее в плоскость боевых действий, которые, очевидно, не нужны обеим сторонам?
— Очевидно, Соскин имеет в виду конфронтацию вооруженную, поскольку речь идёт о закупках оружия, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Польша давно стремится к роли военно-политического лидера в Восточной Европе. Закупки оружия могут быть связаны именно с этим, а не с подготовкой к войне с Россией. Хотя вероятность конфликта эти действия увеличивают.
Польша действительно проводит провокативную политику по отношению к России. На что провоцирует?
— Польша всегда проводила антироссийскую политику. В условиях общей антироссийской истерии, накрывшей Запад, было бы удивительно, если бы Варшава не увеличила накал. В то же время, не думаю, что поляки стремятся к лобовой конфронтации, они не идиоты.
Можно ли представить себе войну Польши с Россией? Будет ли это обязательно война всей НАТО? А если не на польской территории?
— В условиях общего роста геополитической напряжённости исключать такого сценария нельзя. Вместе с тем, очевидно, что НАТО избегает лобового столкновения с Россией. Избегает этого и Польша, ограничиваясь поставками наемников и вооружений на Украину. В Варшаве не могут не понимать, что в случае прямого столкновения территория страны станет ареной боевых действий. Тем более, Польша напрямую граничит и с Россией, и с ее основным союзником — Белоруссией, где также находятся российские войска.
В Польше, наверное, хотят такой войны с Россией, чтобы НАТО за них воевала?
— Не уверен, что в Польше этого хотят, поскольку страна находится на переднем крае и понесет значительный ущерб в случае начала конфликта. Но к возможной войне в Варшаве определенно готовятся, а задирать Россию — это в крови у поляков.
А США, наверное, предпочли бы, чтобы война с Россией шла руками поляков и других европейцев и на их территории?
— То, что американцы будут воевать чужими руками в случае начала большой войны в Европе — факт неоспоримый. Они так действовали всегда.
Если все же представить себе столкновение один на один, чего ждать? Как можно оценить военный потенциал Польши, хотя бы в сравнении с Украиной?
— Я не очень представляю себе сценарий войны один на один, поскольку Польша — страна НАТО. Но даже если представить себе такой сценарий, лёгкой война с Польшей для России не будет, она определенно более «крепкий орешек», чем Украина, с модернизированной по стандартам НАТО армией и крепкой экономикой. Кроме того, даже если страны НАТО не будут участвовать в войне России и Польши напрямую, помогать ей, как и Украине, они будут. Такая война, безусловно, создаст большие риски для Польши, но и для России это крайне нежелательный сценарий.
— Сейчас в Польше находится около двадцати тысяч солдат НАТО, и это в любом случае, еще до СВО, могло бы послужить сигналом к очень серьезному беспокойству с нашей стороны, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— То, что Польша зайдет на территорию СВО, я этот вариант оцениваю как крайне маловероятный, поскольку никто не отменял слов президента России о последствиях в случае вмешательства извне в спецоперацию на Украине. Поэтому тот вариант, что Польша сейчас пойдет завоевывать западные территории Украины, он пока не рассматривается.
Но при этом надо понимать, что Польша в любом случае будет на эти территории смотреть очень пристально, и, если мы не будем предпринимать активных действий, то эти земли рано или поздно перейдут в ее подчинение.
Войска НАТО находятся там не для того, чтобы вступать в прямую конфронтацию, а для того, чтобы зайти, когда их из России позовут предатели, как это было в ходе западной интервенции в прошлом веке.
— Польша своими действиями преследует три цели, — уверен военный эксперт, политолог, директор по развитию Фонда содействия технологий XXI века Иван Коновалов.
— Во-первых, они хотят закрепить свой статус «друга номер один США в Европе». Во-вторых, они хотят закрепить статус страны-лидера Восточной Европы, они уже подчинили себе Вышеградскую четверку, ну, кроме, Венгрии — там отдельная история. В-третьих, им нужны сильные вооруженные силы, которые помогут сделать Украину их колонией.
Ведь надо понимать, что сегодня Польша для Украины друг, но, если они зайдут на территорию Западной Украины со своими ВС, своей полицией, вековая ненависть никуда не денется. И там будет партизанская война. Они это просчитывают. И не просто так их наемники сегодня на Украине получают боевой опыт.
А с Россией они воевать не готовы? Только провоцировать?
—Польша уже воюет с Россией чужими руками, поддерживая Украину оружием и людьми. Конечно, у них руки чешутся спровоцировать Россию, но они осознают, чем для них это может кончиться. Так что воевать с нами они будут только при условии втягивания НАТО, а НАТО на это не пойдет — там все решения принимаются консенсусом. И даже если речи не будет идти о прямом вмешательстве, второй фронт в Польше они не потянут, они Украину и то уже с трудом вытягивают. Так что вариант прямой конфронтации может быть, только если Варшава спровоцирует ситуацию, когда НАТО просто не сможет уклониться от столкновения.
Можно ли сравнивать военный потенциал Польши и Украины? Ведь с ВСУ мы уже больше года справиться не можем…
— Польша России не ровня, совсем друга весовая категория. А сравнивать с Украиной некорректно. На Украине русские воюют против русских. ВСУ это такие же русские, поэтому они так отчаянно сопротивляются, так хорошо воюют. Поляки — не солдаты, без НАТО они ничего не смогут.