Россия открыла туризм в Турцию, а Эрдоган в ответ решил пошантажировать Москву
В лучших восточных политических традициях. Но налицо очередной и явный просчёт со стороны турецких властей в отношении России: ещё ни разу наши власти не велись на откровенный шантаж.
О чём речь?
В начале российские власти заявляют о том, что с 22 июня возобновляются авиарейсы в Турцию, то есть фактически возобновляется российский массовый выездной туризм в эту страну:
Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории России (оперштаб) принял решение о возобновлении полетов — регулярных и чартерных — на курорты Турции. С 22 июня российские авиакомпании могут выполнять пассажирские рейсы в Анталью, Бодрум и Даламан, сообщила вице-премьер и председатель оперштаба Татьяна Голикова.
Причины открытия авиасообщения с Турцией здесь и сейчас понять трудно. Турецкие власти никак в своих словах о Крыме не покаялись и не отыграли назад. Во всяком случае официально. Судя по всему, неофициально тоже, ведь по удивительному стечению обстоятельств буквально после открытия туристический поездок из России в Турцию Эрдоган заявил о старте строительства канала Стамбул:
Президент Турции Тайип Эрдоган заявил о скором начале прокладки канала «Стамбул», который пройдет параллельно Босфору и соединит Черное и Мраморное моря.
Эрдоган в минувшую субботу принял участие в торжественной церемонии начала строительства канала «Стамбул». Реализация проекта стартовала с закладки одного из шести мостов через будущий канал.
<…>
Проект в случае его реализации станет крупнейшей инфраструктурной инициативой в истории Турции и позволит резко уменьшить транспортную нагрузку на Босфор. Однако он является противоречивым и вызывает споры в Турции как из-за экономической целесообразности, так и из-за возможных проблем с конвенцией Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы.
При этом на переговорах с Лавровым, министр иностранных дел Турции заявляет:
«Конвенция Монтрё не связана с каналом «Стамбул» и наоборот — канал никак не связан с конвенцией. Монтрё будет применяться нами без изменений, как и было до этого. Мы следуем каждой букве этой конвенции. К тому же она регулирует не только проход судов, но и передвижения военных кораблей, сроки их пребывания в Черном море, тоннаж», — заявил Чавушоглу. Он напомнил, что «в тексте самой конвенции прописаны процедуры ее изменения или денонсации», и они известны, но с появлением канала «никаких изменений в конвенции Монтрё не будет».
Тонкость момента получается в том, что по факту соблюдение режима прохода военных судов через новый канал полностью ложится на «совесть» Турции. Да, нечерноморские державы не смогут одновременно держать в Чёрном море корабли водоизмещением более 30 тысяч тонн (всего, но это пока что), однако в рамках этой конвенции много чего ещё регулируется: например, проход через проливы подлодок, крупных кораблей и прочее.
Потом, надо помнить, что проход торговых кораблей через проливы бесплатный и эта бесплатность на новый канал распространяться не будет.
Судя по всему, торг вокруг нового канала начался. У самой Турции денег на стройку века нет, но с учётом исходных данных, она вполне может их найти. И вполне может статься, что турецкие власти рассматривают нашу страну, как один из источников финансирования, предлагая нам определённые «уступки» по каналу. Если же мы на это не пойдём, то могут найтись те, кому нужны будут уступки от Турции, невыгодные России.
Торг? Или шантаж? Каждый выбирает термин себе по вкусу. На мой взгляд, ко второму ближе.