«Тетя пошила из шинели юбку, потому что все вещи во время оккупации променяли на еду». Жители Донбасса рассказывают о самой кровопролитной войне, фашистской оккупации и Дне Победы
«Донбасс — пограничье, передовой край. Здесь живут не просто русские, а наиболее свободолюбивые и отважные, готовые рисковать жизнями ради этого». Так кратко сформулировала суть характера донбассовцев одна из жительниц региона в канун Дня Победы.
Мы радовались Победе спустя много лет
9 мая — один из самых почитаемых и любимых праздников, который в Донбассе отмечали всегда. В самом начале, с 1946 года, негласно, когда ещё не было официального празднования даты Великой Победы. Затем, после 1964 года, стали торжественно отмечать вместе со всей страной.
Антонина Епифанова, коренная дончанка, рассказала «Антифашисту», как это происходило в бывшем Сталино (Донецке).
«Мне в 1965 году, когда впервые официально стали отмечать День Победы, было 27 лет. Это было уже брежневское время. Его отмечали и раньше, моя семья и семьи знакомых, сослуживцев. Так всегда было заведено в Донбассе. Помню, какое было воодушевление, я тогда в библиотеке Крупской работала… В 1965 году мы всем коллективом принимали участие в „Вахте памяти‟, искали по документам, в архивах, по крупицам собирали сведения о солдатах, которые проживали в Сталино, и числились пропавшими без вести. Это была особенная для нас работа, все понимали, как важно, чтобы ни один солдат той страшной войны не остался безымянным».
Дончанка Антонина Епифанова (третья справа) на курсах военной подготовки (1959 год)
А ещё Антонина Епифанова помнит, каким насыщенным торжественными мероприятиями был день Великой Победы в Сталино.
«Мы радовались Победе, даже спустя столько лет, радовались, что настал мир, и наша страна спасла народы от фашизма. Я помню, как красочно и одновременно торжественно проводился праздничный парад, с шествием ветеранов, возложением цветов к мемориалам ВОВ, салютом. И так было каждый год. Никто из нас тогда не предполагал, даже подумать не мог, что всё может повториться, и фашисты, теперь уже украинские, опять полезут на нашу землю, за которую наши отцы и деды отдали свои жизни».
«Этим они отличались от фашистов…»
В семьях многих донбассовцев передаются из поколения в поколение разные военные истории. Их участниками являются воины Великой Отечественной, отцы, деды и прадеды. Некоторым из них по судьбе выпало освобождать родной город Сталино в 1943 году, будучи юными детьми полка.
Таким был отец жителя города Макеевки Олега Проныкина, закончивший свои земные дни в прошлом году. Благодаря таким как он, одержавшим победу над фашизмом, по мнению Олега, люди смогли прожить без войны более полувека.
«Моему поколению повезло, мы жили в мире. Но была память о той прошлой войне, страшная память. Благодаря этой памяти мы столько лет прожили без войны. Я помню, что в газетах, на телевидении, на политинформациях в коллективах, везде и постоянно говорили „лишь бы не было войны‟. А сколько предупреждений наше правительство делало Западу, на моей памяти только 480 предупреждений. Сдерживали этих западных фашистов всеми силами, потому, что понимали, что такое война, и что она несёт людям и стране…».
По его словам, отец не любил вспоминать кровопролитные сражения и смерть боевых товарищей, чаще рассказывая разные истории из быта воинской части, где служил.
Так, однажды, после освобождения Сталино (Донецка) отцу Олега Проныкина, довелось, будучи мальчишкой, прибившимся к воинской части, организовать питание для бойцов.
«Мой отец из детдома был, с детства прошёл азы науки выживания, потому умел выход находить из любого положения. Он рассказывал, что когда вошли в Сталино, провизии не было. А голодный боец никакой, и тут отец увидел несколько кур на одном разрушенном подворье. Но никто из бойцов, которые даже в летах были, не смогли свернуть курице шею, чтобы суп приготовить. Представляете, те, кто постоянно видел смерть и бесстрашно шёл на врага, оказались беспомощны в этом простом, казалось бы, вопросе. Тогда отец, как бывший беспризорник, взял ситуацию в свои руки, потому что не раз воровал кур, добывая себе пропитание. В итоге суп сварили…».
По словам макеевчанина, отец, рассказывая об этом бытовом эпизоде, всегда удивлялся. Говорил, что война не ожесточает нормального человека, не делает его жестокосердным… Даже напротив, делает больше милосердным, как бы странно это ни звучало.
«Его однополчане, которые были бесстрашными людьми и иногда могли только с ножом на врага пойти, им по факту, курицу было жалко… даже перед лицом голода. Вот такие люди были, для них убийства на войне были вроде тяжёлой необходимости. Потому что надо было защищать родной дом, свои семьи, их будущее. И этим они отличались от фашистов».
Город стал грандиозной стройкой через десять дней после освобождения
Сталино освободили в 1943 году. После немецкой оккупации город лежал в руинах.
По словам краеведа Виктора Полунина, который изучал материалы Чрезвычайной Госкомиссии, оценивавшей ущерб коммунальному хозяйству Сталино, работа по восстановлению предстояла масштабная.
«В то время город Сталино — это фактически был современный Ворошиловский район, а нынешние районы — окружавшие город Сталино посёлки, которые только лет через двадцать стали его частью. Так вот эти посёлки частично уцелели, а непосредственно сам город был почти полностью разрушен. Только в последний день гитлеровцами было сожжено 35 больших красивых школьных зданий, всего более ста городских школ лежали в руинах. Полностью был разрушен комплекс больницы им. Ворошилова на 1000 коек, Дворец пионеров, Радиотеатр, Музей Революции, Картинная галерея, клуб имени Дзержинского, комплекс зданий Медицинского института, все корпуса Индустриального института им. тов. Хрущёва, включая студенческую поликлинику, общежитие и подсобные помещения. Разрушены водопровод и электрическая сеть города, сожжён его трамвайный парк… Всё ценное имущество, включая оборудование учебных, медицинских и пищевых предприятий было разграблено и вывезено. Представьте масштаб восстановительных работ, которые начались буквально через десять дней после освобождения. По сути, Сталино, хотя ещё шла война, превращался в грандиозную строительную площадку».
По его словам, восстановление города — настоящий трудовой подвиг многих людей, которые выжили после оккупации и которые приехали в город для восстановительных работ. В этих работах принимала участие родственница краеведа, его тётя, которая чудом выжила во время оккупации
По его словам, его родной дядя, закончивший войну в чине капитана, долгое время не имел известий от семьи. Сталино был захвачен гитлеровцами так быстро, что большая часть населения не успела эвакуироваться. Осталась в оккупации и тётя с ребёнком.
«Она чудом выжила благодаря старым ещё прабабкиным иконам, которые находились в доме. Эти образа каким-то непостижимым образом действовали не только на гитлеровцев, но и на полицаев, которые, в основном были выходцами с Западной Украины. Тётя рассказывала потом, что очень страшно было, когда они приходили и спрашивали про мужа, который служил в Красной Армии. Могли просто расстрелять на месте, но когда увидели иконы, подумали, что раз семья верующая, значит не коммунисты. И только когда освободили город, к ним приехал однополчанин из части отца, который всё это время думал, что семья погибла. Он нашёл их по старому адресу, оставил немного провизии и даже отдал тёте свою шинель, когда увидел, в какие лохмотья одета жена его сослуживца. Тётя потом пошила из шинели юбку, потом что все вещи во время оккупации променяли на еду».
Капитан Красной Армии Михаил Полищук, 1945 год, Потсдам. После войны работал в комиссии по возвращению культурных ценностей, награбленных гитлеровцами
Дядя краеведа, капитан Михаил Полищук, бухгалтер по профессии, после войны работал в комиссии по возвращению культурных ценностей, награбленных гитлеровцами.
«Он в числе прочих работал над составлением каталога культурных ценностей СССР, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Было подготовлено 18 томов в 50 книгах, где был отражён ущерб советским музеям, библиотекам, архивам. Комиссия была создана по личному решению Сталина ещё в 1943 году. Членам комиссии многое из нашего культурного достояния удалось возвратить…».
Сталина в Донбассе всегда уважали
Имя генералиссимуса Иосифа Сталина всегда было окружено в Донбассе уважением. Многие ветераны-донбассовцы до сих пор хранят его портреты. Имеется такой портрет и у жительницы Макеевки, Ирины Морозовой, которой он достался от отца, танкиста Якова Морозова, который принимал участие в легендарной битве на Курской дуге, где был тяжело ранен и около полугода пролежал в госпитале на Урале.
«Сталин заботился о своих танкистах, это была элита Красной Армии, и отец всегда с благодарностью потом его вспоминал, даже когда имя Сталина боялись произносить при Хрущёве. Отец умел водить машину, работал механиком на шахте, потому был определён в танкисты. Под Прохоровкой его танк был подбит, и он единственный, кто смог выбраться раненым из горящего танка. Почти полгода его выхаживали в госпиталях на Урале. Там он познакомился с медсестрой, моей будущей мамой и привёз её потом в Донбасс».
Танкист Яков Морозов, 1944 год
Наталья Морозова (слева), уроженка Сталино, работала на восстановлении Донбасса, 1939 год
По словам Ирины, отец часто рассказывал, как его спасла одна молодая санинструктор, почти девочка. Она нашла его возле горящего танка, и вытащила с поля боя.
«Отец потом вспоминал эту девочку, как она его тянула к своим. Он был в полубреду, когда приходил в себя, просил простить его. Не думал, что уцелеет с таким ранением, но выжил и потом ещё два года бил фашистов».
Этот бесстрашный русский солдат
Немеркнущие подвиги дедов и прадедов, совершённых в Великую Отечественную, наши своё продолжение во время донбасской войны и СВО.
Так, в 2015 году дончан обнадёжил и восхитил подвиг пяти ополченцев из батальона «Суть времени», которые девять часов под непрекращающимися атаками ВСУ держали оборону под аэропортом. Это позволило выиграть время и практически сорвать планы ВСУ по очередному внезапному и молниеносному наступлению на Донецк. Таких примеров, доказывающих, что русский ратник способен мужественно и хладнокровно, рискуя собой, защищать Отечество, немало.
Во всём мире пытаются разгадать психологию русского солдата, вернее, причину его неустрашимости перед лицом смерти.
По словам историка Светланы Вольновой, дед которой окончил войну в Берлине, эксперты до сих пор считают русских непредсказуемыми, а иностранные военные, столкнувшиеся с русскими, боятся их.
«В своё время эту тайну бесстрашия русского солдата раскрыл поэт-фронтовик Давид Самойлов, который повидал немало подвигов, совершённых нашими бойцами во время Великой Отечественной. В его дневнике имеется запись, которая многое поясняет. „Российский солдат вынослив, неприхотлив, беспечен и убеждённый фаталист. Эти черты делают его непобедимым‟. Так считал Самойлов».
Западные эксперты думают, что у русских солдат эти черты сформировались традициями и особым воспитанием. Характерную историю о бесстрашии русского воина опубликовал один германский журнал, поместив рассказ журналиста, сопровождавшего грузинскую военную колонну в августе 2008 года (в период российско-грузинского конфликта).
Из повествования следовало, что когда грузинские части хотели проехать через узкий перешеек в горах, они наткнулись на российский блокпост.
«Там был всего один русский солдат, он вышел с автоматом наперевес и преградил нам дорогу. Целая колонна остановилась… Мы пытались объяснить ему, что хотим проехать, но он ответил нам что-то нечленораздельное и выпустил в воздух очередь из автомата». Журналист пишет, что этого хватило, чтобы грузинская колонна повернула обратно.
«Я понял, что это какой-то безумец, который будет стрелять… Но всё же было удивительно, что на целую колону хватило одного русского, чтобы заставить её повернуть обратно».
Такое невозможно представить для солдата НАТО, признаётся журналист, подчеркнув, что для западного человека война является чем-то вроде бизнеса, но рисковать своей жизнью из-за денег он не станет.
«Разве только из-за больших… У русских всё иначе», — резюмировал он.
Связь времён
О том, что существует невидимая, духовная связь между современными ополченцами Донбасса, многие из которых принимают участие в СВО, и их предками, освободившими мир от фашизма, рассказал командир одного из подразделений, Александр С., ранее прошедший две войны.
Для Александра донбасская война третья по счёту. Первая была в Нагорном Карабахе, где он проходил службу в Советской армии.
Празднование дня Победы, Донецк, 2019 год (ополченец Александр С. второй ряд, справа)
«Там я получил первое ранение, контузию, затем по контракту воевал в Югославии, в рядах ополчения в Донбассе воевал с 2014 по 2016 годы».
Шествие «Бессмертного полка», Донецк, 2021 год (из архива ополченца Александра С.)
По его словам, ополченцам часто приходилось использовать трофейное оружие, добытое у украинских боевиков или взятое у раненных сослуживцев. Но более всего ему запомнились случаи, когда ополченцы использовали части амуниции, относящиеся к временам Великой Отечественной войны.
«Чаще всего каски использовали тех времён. У моего боевого товарища, который сейчас под Харьковом, на каске стояла дата „12 декабря 1941 года‟, её внутренняя часть вся прогнила, а наружная была крепкая. Так он в этой каске и воевал. Считал её чем-то вроде талисмана, говорил, что досталась по наследству…».
По мнению военного, ополченцы использовали каски своих предков не просто так, из-за недостатка обмундирования, а потому, что верили в особую защитную функцию таких вещей.
«Я думаю, что это так проявлялась связь времён, между теми, кто отстаивал свободу Донбасса в прошлом веке и нами, нынешними… И это глубже и выше нас, где-то на уровне подсознания, как сейчас говорят. Я помню, как многие просили у моего товарища его заветную каску… Но он только один раз передал её бойцу, который пошёл в разведку, и тот вернулся живым… хотя шёл практически по минному полю. Вот такая история… Это на века» — резюмировал бывший ополченец.
Почетный караул юноармейцев у Вечного огня, Донецк, 2021 год