Американцы едины лишь в одном — в том, что США близки к распаду

Американцы едины лишь в одном — в том, что США близки к распаду
После рафинированного профессора Барака Обамы к власти в США пришел провокатор Дональд Трамп. А сейчас, после четырех лет хаоса с Трампом, на пост заступает тихий дедушка Джо Байден. Но гнев и ненависть американцев никуда не денутся. США — это не одна, а две страны, и они терпеть друг друга не могут.

Друзья США надеются, что теперь к нам вернется стабильная сверхдержава. Но страна ослаблена, и как ей двигаться вперед, неясно

Американцы склонны выбирать в новые президенты кандидата, противоположного предыдущему.

После рафинированного профессора Барака Обамы пришел провокатор и звезда телешоу Дональд Трамп.

А сейчас, после четырех лет постоянного хаоса с Трампом, на пост заступает тихий дедушка Джо Байден, который обещает, что США вновь станут такими, какими мы их знали.

Но это обещание легче дать, чем выполнить.

Трамп — это симптом

Сегодня (20 января) Дональд Трамп в последний раз выйдет из Белого дома как президент.

Поскольку у него отняли его громкоговоритель Твиттер, Трамп одновременно потерял и броню власти, и лингвистическое оружие ближнего боя, которое в последние четыре года заставляло целый мир ежедневно смотреть его политическое реалити-шоу.

Но Трамп не причина тревог и потрясений США. Он их симптом.

Когда в 2015 году Трамп объявил, что будет бороться за пост президента, масла в огонь подлила волна разочарования и гнева в адрес Вашингтона, и в последние четыре года она только усиливалась.

Крайнее неравенство

Настоящее испытание для Джо Байдена заключается в том, что он станет президентом страны, которая сейчас лишь на бумаге называется Соединенными Штатами Америки. Ему придется что-то с этим делать.

При Трампе экономическое неравенство невероятно усугубилось. Это неравенство связано с доступом к образованию, медицинской помощи и возможностью найти хорошую работу.

Разгорелся расовый конфликт.

Дезинформация и теории заговора распространялись по стране, как лесной пожар, и нередко их транслировали и разжигали из самого Овального кабинета.

США — две страны

За кульминацией событий мир мог наблюдать в прямом эфире по телевидению, когда тысячи сторонников Трампа две недели назад штурмовали Конгресс. Cамое подходящее название для тех событий — попытка государственного переворота.

В последние четыре года основные институты страны подрывало и атаковало главное должностное лицо — президент США. Фундамент демократии пошатнулся, возник колоссальный раскол.

США сейчас словно не одна, а две страны, которые терпеть друг друга не могут.

Американцы едины лишь в одном

Добавьте к этому пандемию коронавируса, которая в США практически вышла из-под контроля, унесла жизни 400 тысяч граждан и частично парализовала экономику, и вы получите рецепт идеального шторма.

Согласно исследованию общественного мнения, проведенному на днях Axios/Ipsos, опрошенные республиканцы и демократы не согласны практически ни в чем. Консенсус был достигнут только по одному вопросу: восемь из десяти опрошенных из обоих лагерей считают, что США близки к распаду.

Республиканцы по-прежнему верят в ложь о выборах

Итак, каким образом президент Джо Байден сможет открыть душу нации, как он обещал во время предвыборной компании?

Ответ — в том, что он не сможет сделать это в одиночку. Ему не обойтись без помощи политических противников из Республиканской партии.

Новый опрос, проведенный Национальным общественным радио (NPR), показывает, что 70% республиканских избирателей по-прежнему верят в ложь Дональда Трампа о том, что на самом деле он выиграл выборы, просто победу у него украли с помощью масштабного мошенничества.

Республиканцы должны положить конец этой лжи, чтобы американцы могли смотреть друг другу в глаза.

Многообещающий конфликт в рядах республиканцев

Сам Трамп опровергать эту ложь не планирует. Он лелеял два месяца и сегодня покидает Вашингтон как первый президент в современной американской истории, который не был склонен к мирной передаче власти.

Трамп не участвует в инаугурации преемника и тем самым сигнализирует, что по-прежнему придерживается ложной версии о фальсификации выборов.

Поэтому правду теперь придется сказать лидерам Республиканской партии.

Уходящий в отставку лидер большинства в Сенате Митч Макконнелл (Mitch McConnell), постепенно начал противостоять Трампу. Вчера он впервые заявил вслух, что президент несет ответственность за атаку на Конгресс, поскольку подстрекал своих сторонников ложью о фальсификации выборов.

Трамп дорого обошелся республиканцам

Это начало, но этого совершенно недостаточно после четырех лет, когда республиканские политики слушались Трампа и отметали любую обоснованную критику его поведения.

Чтобы мир и в особенности такие союзники США, как Дания, осмелились поверить в слова Байдена о том, что «США вернутся», республиканцам необходимо положить конец эпохе Трампа, дистанцироваться от его популистского национализма и рассказать американцам правду о выборах: о том, что из-за Трампа партия лишилась и президентского поста, и власти в обеих палатах Конгресса, и о том, что он проиграл на свободных и справедливых выборах.

Сочетание кризисов дает Байдену возможности

Но сочетание кризисов также открывает Байдену и его правительству ряд возможностей.

Ситуация для американцев настолько серьезная, что, вероятно, в первые два-три месяца для Байдена откроется окно возможностей, поскольку необходимость эффективных решений в кои-то веки пересилит межпартийную окопную войну. Пандемию нужно взять под контроль. Американцы должны получать вакцину гораздо быстрее, чем сейчас. Байден попытается провести еще один большой пакет экономической помощи.

На горизонте маячит экономический рост

Если удастся замедлить пандемию, которая только за последний месяц в США унесла 100 тысяч жизней, то, вероятно, в ближайшее время можно будет ожидать некоторого экономического роста.

Хотя миллионы американцев потеряли работу (в первую очередь в сфере услуг, где работают многие цветные и чернокожие), другие граждане сумели подкопить денег. Это образованные граждане с хорошей работой. Почти год им не приходилось ездить на работу, и они лишь очень ограниченно тратились на рестораны и путешествия.

Если пандемия будет взята под контроль, и общество снова начнет функционировать, эти деньги можно будет использовать для восстановления — возможно, уже к лету. А поскольку потребление — очень значительная движущая сила американской экономики, это действительно может очень хорошо сработать.

У Байдена — большинство в обеих палатах Конгресса. Это значит, что он сможет быстро назначать министров и других важных чиновников, не опасаясь помех со стороны республиканцев. Он сможет реализовать множество политических инициатив, которые требуют согласия простого большинства.

Денежные конфликты в политике

Большой вопрос заключается в том, готов ли Байден к серьезным конфликтам, которые неизбежны, если американцы и остальной мир действительно хотят восстановить веру в демократический эксперимент, который проводится в Соединенных Штатах.

Конфликты эти касаются и денег в политике: сегодня огромное влияние на новые законы и правила имеет небольшая группа сверхбогатых граждан США вместе с крупнейшими компаниями и концернами страны, которые они используют в своих целях.

Десятки концернов заявили, что больше не будут давать деньги республиканцам в Конгрессе, проголосовавшим против признания победы Байдена 6 января, после того как трампистские экстремисты атаковали здание, что привело к гибели пяти человек.

Конфликты с технологическими гигантами

Есть необходимость в глубокой реформе системы, позволяющей богатым людям и компаниям предоставлять политикам неограниченные средства в обмен на услуги: например, богатые спонсоры получают налоговые послабления, расплачиваться за которые предстоит будущим поколениям, как это было с налоговой реформой Трампа в декабре 2017 года.

Байден также должен покончить с напоминающими монополии технологическими компаниями, которые превратили в невероятно выгодный бизнес распространение ненависти, дезинформации и теорий заговора в социальных сетях и интернете.

Сегодня они практически освобождены от ответственности за распространяемый контент. Благодаря их алгоритмам ненависть и теории заговора распространяются быстрее, чем факты и правдивая информация, ведь они привлекают больше людей, а значит, обеспечивают больше доходов от рекламы.

Миллионы людей радикализовались в интернете

Миллионы американцев в последние четыре года канули в черную дыру сети и жили в этом параллельном пространстве, где белое — это черное, а верх — это низ.

В последние четыре года я то и дело встречал их в разных местах в США.

Я не сомневаюсь, что радикализовались они в интернете. Я и раньше видел такое, когда жил и путешествовал на Ближнем Востоке, где таким террористическим организациям, как «Исламское государство»* удавалось за очень короткое время полностью уйти от реальности.

Некоторые из этих американцев участвовали в штурме Конгресса.

Сегодня они говорят, что защищали демократию. Они просто делали то, о чем их просил президент Трамп.

Демократия под угрозой

Чтобы демократия в США выжила, американцы снова должны начать понимать, что правда, а что ложь. Они не обязаны быть во всем согласны друг с другом, но они должны жить в одной реальности.

И они снова должны поверить в то, что их политическая система действительно работает прежде всего на них, совершенно обычных избирателей, а не во имя больших экономических интересов.

Новый президент США Джо Байден обещает сплотить нацию и заново открыть ее душу.

Но после этих четырех лет многие американцы сильно сомневаются, возможно ли это вообще. И в окружающем мире многие не без оснований задаются вопросом, смогут ли США вернуть себе свое место.

* террористическая организация, запрещена в РФ
источник