Во время боев за Сталинград Германия производила 500 танков в месяц, СССР — 2 200. Гитлер сильно недооценивал советскую военную промышленность
В мае 1945 года пленный германский подполковник Георг Зольдан поделился с офицерами особого отдела «Смерш» 1-й гвардейской танковой армии своими впечатлениями о войне:
«Во время быстрого продвижения центральной армейской группировки фельдмаршала фон Бока, когда последняя вторглась глубоко в Россию, Гитлер посетил ее штаб и, выступая перед штабными офицерами, произнес слова, которые всех заставили задуматься: «Если бы я знал, что Россия так сильно вооружена, мне было бы куда труднее решиться на этот поход». Иначе говоря, он признался, что его надежды оказались иллюзорными… Россия развернула свой потенциал с такой энергией, которая заслуживает восхищения. И все же немецкая военная печать, черпая информацию из хорошо осведомленных американских источников, продолжала недооценивать силу России».
Тем не менее во время войны Гитлер продолжал недооценивать потенциал Красной Армии и мощности советской военной промышленности.
Из воспоминаний начальника генерального штаба Ф. Гальдера:
«Однажды, когда ему зачитывали совершенно объективный доклад, из которого явствовало, что в 1942 году Сталин все же будет в состоянии собрать от одного миллиона до миллиона с четвертью свежих войск в районе севернее Сталинграда и западнее Волги, не говоря уже о полумиллионном войске на Кавказе, и что, по надежным источникам, выпуск русскими боевых танков достигает по меньшей мере 1200 единиц в месяц, Гитлер, сжав кулаки, с пеной в углах рта бросился на человека, зачитывавшего доклад, и запретил ему читать дальше «такую чушь»».
В это время Германия производила всего 500 танков в месяц.
Английский историк Э. Бивор:
«Однако это оказалось возможным, и цифра, названная Гальдером, была даже значительно занижена. В первом полугодии 1942 года советские танковые заводы выпустили 11 000 машин, а во втором — уже 13 с половиной тысяч, то есть примерно 2 200 танков ежемесячно. Кроме того, быстро росло производство самолетов: с 9 с половиной тысяч в первом полугодии до 16 тысяч во втором. Само предположение, что Советский Союз, потерявший столько промышленных областей, может по производству военной техники обогнать рейх, приводило Гитлера в ярость. Нацистские вожди ни за что не хотели признать силу русского патриотизма. Они также недооценивали советскую программу эвакуации промышленных предприятий».
Эвакуация промышленности СССР — Тайная война © Великая Страна СССР
Источник: Ширер У. Крах нацистской империи. — Смоленск.: Русич, 1999; Бивор Э. Сталинград. — Смоленск.: Русич, 1999