«СМИ нанесли Ялте ущерб больше, чем погода». Олег Царёв о том, что на самом деле происходит в Крыму
Коронавирусные ограничения вносят существенные коррективы в планы россиян на летний отдых. На курорты Краснодарского края уже можно попасть при наличии отрицательного теста на ковид, со следующего месяца станет ещё сложнее – отдых только для привитых. В отличие от соседей, власти Крыма действуют куда как мягче, однако погода и не всегда разумные действия СМИ не способствуют притоку отдыхающих на ЮБК. О том, что сегодня происходит в Крыму, «Антифашист» поговорил с Олегом Царёвым.
— Существуют ли коронавирусные ограничения для туристов, планирующих отдых в Крыму?
— В отличие от Краснодарского края, в Крыму для взрослых и взрослых с детьми никаких ограничений нет. Правительство республики не выдвигает требований об обязательной вакцинации или предоставления ПЦР-теста для заселения отдыхающих. От гостей, пребывающих в санатории, требуется справка о санэпидокружении – она бесплатно выдается в поликлинике перед поездкой на курорт, и в ней должно быть указано, что вы в последнее время не контактировали с заболевшими инфекционными заболеваниями. Документ, с моей точки зрения, достаточно глупый — как может врач поликлиники доподлинно знать, с кем вы контактировали. Но его необходимо предъявлять. Это все требования на сегодняшний день. Чуть жёстче требования для отдыха в детских лагерях. В частном секторе, насколько мне известно, никаких особых требований к отдыхающим также нет.
— Почему такая разница в требованиях между Крымом и Краснодарским краем?
— Сергей Валерьевич (Аксёнов – ред.) занял правильную, взвешенную позицию, чтобы соблюсти интересы, как жителей Крыма, так и его гостей. Требования для желающих отдохнуть в Крыму не должны быть жёстче, чем требования зарубежных курортов. Власти Краснодарского края поставили отечественные курорты в невыгодное положение по сравнению с иностранными. Мне сложно сказать, для чего это было сделано, но я бы не назвал такие действия взвешенными и продуманными.
— В сети довольно широко разошлась информация о том, что власти Крыма требуют обязательной вакцинации для работников сферы обслуживания и объектов размещения, в частности. То есть, все сотрудники санаториев, гостиниц, пансионатов должны быть привиты. Это так?
— Такую информацию распространяют, как правило, украинские сайты и к реальной действительности она не имеет отношения. В указе главы республики речь идёт о рекомендации. Слово «рекомендуется» — это точно не слово «требуется». Я подробно писал об этом в своём телеграм-канале. Более того, и министр туризма, и другие должностные лица подробно инструктировали сотрудников сферы обслуживания: если руководство предприятий будет оказывать на них давление, снимать премии, грозить увольнением, давить каким-то иным способом, в таких случаях нужно обращаться в органы власти, всем таким случаям будет дана оценка. Поэтому вряд ли кто-то будет заставлять сотрудников насильно это делать.
Наш санаторий стоит один из первых в очереди на вакцинацию, у нас достаточное количество сотрудников хотят сделать прививку, но, насколько я понимаю, с наличием вакцин у нас пока проблемы. Зря спорят между собой противники и сторонники принудительной вакцинации, поскольку вакцина в регионы поступает с колёс. Это не только Крыма касается. Насколько мне известно, достаточного количества вакцины в стране пока нет. Вакцины ровно столько, сколько желающих добровольно привиться.
— Как вы относитесь к введению qr-кодов и будете ли сами прививаться?
— Я отрицательно отношусь к любым насильственным действиям в отношении людей. Я провакцинировал свою маму, ей 75 лет, она входит в группу риска, и я за неё очень переживал. Что касается меня лично, то, как только нам привезут вакцину, сделаю прививку. Хотя у меня очень высокий уровень антител после коронавируса, которым я переболел зимой. Но было бы странно, если бы я призывал вакцинироваться своих сотрудников, и не провакцинировался при этом сам в первых рядах.
— Как на турсезон влияет погода и наводнения?
— В июне был сильный дождь, кто был на южном берегу, понимает, что он гористый. Вода стекала вниз, и вот на этом ровном небольшом участке пространства, которое непосредственно перед морем на набережной находится, там, действительно, речка разлилась, и был достаточно высокий уровень воды. Сильно пострадало две гостиницы – «Ореанда» и «Бристоль». Пострадал частный сектор, особенно там, где дома построены в руслах рек — чего вообще не должно быть. Пострадали машины, которые стояли на улицах города.
У нас есть своя бак-лаборатория. На следующий день после ливня мы сделали анализ воды, результаты хорошие, вода не загрязнена. Да, в районе Ялты, где вода выливается из Учан-Су, там она была мутная, безусловно. Но чуть вправо, чуть влево – уже было чисто. На Массандровском, Ливадийском пляжах было чисто. Везде стояли запрещающие таблички, но люди купались – о проблемах с инфекциями при этом я не слышал. Сейчас таблички уже сняли, пляжи открыты. Интересный момент: для госдач пляжи открыли немного раньше, чем для всех остальных.
— То есть, о холере и прочих заболеваниях, вспышку которых прогнозировали, речь не идёт?
— Когда наступает август месяц, вода прогревается, и я об этом раньше говорил, из-за плохой работы очистных на всем южном берегу, у нас всегда несколько человек обращались с жалобами на ротавирус. Сейчас у нас полностью заполнен санаторий, но ни одной такой жалобы нет. Ни одной! Мы поддерживаем связь с другими директорами санаториев, ни одной жалобы нет. Хотя, глядя на сюжеты, которые показывают по новостным каналам… На выходных снова был дождь, и почти все СМИ написали о том, что Ялту снова затопило, при этом в качестве доказательства приложили видео июньского наводнения. Новых видео нет — выложили старые. И у многих людей, желающих приехать в Ялту, сложилось ощущение, что тут снова катастрофа. Да, прошел довольно сильный дождь, но Ялте он не принёс никаких проблем. Таких дождей на протяжении года бывает очень много. Но, к сожалению, СМИ так устроены, что им выгодно нагнетать.
— По поводу людей в костюмах химзащиты, которые обрабатывают город, они действительно есть на улицах, или это всё то же нагнетание?
— Устранение неприятностей, которые принесла стихия, вопрос, в том числе, политический. Поэтому многие службы хотели показать свою работу. Но я не понимаю, зачем надо было обрабатывать улицы в костюмах химзащиты и противогазах. Да, очистные могло залить, и их содержимое вместе с водой могло попасть в море, но они находятся очень далеко за городом, точно не в центре Ялты, который обрабатывали под камеры. И поэтому была такая забавная картина, когда с одной стороны человек ходит в противогазе, резиновых перчатках, резиновом плаще, обрабатывает кипарисы и дорогу в центре Ялты, а рядом идут отдыхающие в купальниках и плавках. Отдыхающие относились к этому с юмором и пониманием, а вот те люди, которые видели это по телевизору, очень переживали.
Многие мои друзья, когда увидели эти сюжеты с людьми в противогазах, стали мне писать и звонить: «Олег, у вас там холера? Чума? Власти скрывают?». Я отвечал: «Да вы что, у нас светит солнце, море чистое, на пляжах не протолкнуться и всё отлично!». Но, конечно, глядя на новости, об этом не скажешь.
— Что с ценами на отдых? После закрытия Турции они взлетели, теперь Турция открыта – цены снизятся?
— В связи с той кампанией, которая идёт в СМИ — что в Ялте катастрофа — да, действительно существует некоторый отказ от брони, во многих объектах размещения оказались свободные места. Да, эти номера хочется продать: сезон в Ялте короткий, в течение него нужно заработать деньги, чтобы платить зарплаты и поддерживать коллектив, платить за коммунальные услуги весь оставшийся год. Поэтому все стараются заработать. Но если сейчас начать снижать цены, чтобы дозагрузиться, все отдыхающие будут просить пересчитать цену и им. Если у тебя недозагрузка 10%, то 90% отдыхающих попросят пересчитать цены и привести их в соответствие с последним прайсом. Поэтому снижать цены для объектов размещения очень рискованно.
— В связи с открытием Турции много людей отказалось от путевок?
— Да, довольно много. Ялта не пустая, но в это время она, как правило, загружена больше.
— Можно говорить о том, что сезону нанесен ущерб?
— Да. И в основном не погодой, а действиями СМИ.