Ленин в письме обругал всех, не только Сталина
Итак, вот это то самое послание Ленина, которое якобы должно было поставить крест на карьере Сталина, как на лидере государства:
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение».
Смертельно больной Ленин написал это «завещание» в момент редкого прояснения ума в декабре 1922 года. Письмо предназначалось для очередного XII съезда партии, который должен был собраться в апреле 1923 года.
Когда во время горбачёвской «перестройки» начался очередной сеанс «разоблачения сталинизма», различные авторы любили цитировать строки этого письма, называемого часто «Политическим завещанием Ленина». Опираясь на приведённую цитату, антисталинисты 80-90-х годов доказывали, что если бы съезд выполнил волю Ленина, то СССР избежал бы сталинских репрессий и многих других проявлений якобы жестокой воли Сталина во главе государства.
Ленин перед смертью обругал всех
Но давайте посмотрим на письмо в целом, а не на вырванную из него цитату. В письме Ленин давал столь же, если не более, нелицеприятные характеристики ещё пяти членам Политбюро: Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, Бухарину и Пятакову. По сути, Ленин никого не назвал своим возможным преемником, а только высказал своё мнение, какие они все (а не один лишь Сталин) ничтожества по сравнению с ним, Лениным! Ну и как подобная рекомендация могла быть принята партией к действию? Остаться вообще без руководства?
Далее, если мы внимательно посмотрим, то Ленин вовсе не собирался изгонять Сталина из руководства партией. Он предлагал лишь «обдумать способ перемещения Сталина» с поста генсека. Несомненно, на какое-то новое место. При этом необходимо учесть, что должности Генерального секретаря в тот период никто ещё не придавал такого значения, какое оно (благодаря Сталину) приобрело впоследствии.
Ну и, наконец, совершенно невозможно делать из этого вывод о каком-то политическом конфликте между Лениным и Сталиным.
«Этот замечательный грузин»
Ленин действительно писал это письмо под влиянием личного конфликта со Сталиным. Тот проявил грубость в личном разговоре с Крупской. Ленин узнал об этом не сразу, а только от Каменева, которому нажаловалась Крупская, и потребовал от Сталина извинений, что Сталин и выполнил тут же. Грубость же Сталина объяснялась не какой-то его враждебностью к Ленину, не его попыткой уже тогда занять его место (на чём настаивают антисталинисты), а столкновением общественных обязанностей с родственными чувствами.
Дело в том, что Политбюро назначило Сталина главным смотрителем за лечением Ленина после инсульта. Режим лечения требовал резко ограничить время чтения и другой работы Ленина. Ленин же смотрел на Сталина в этой роли как на надзирателя, и Крупская тоже смотрела на него глазами своего мужа, помогая тому нарушать предписанный режим лечения. Это и вызвало столкновение.
Но никогда Ленин и Сталин не были политическими противниками. Во времена всех кризисов в партии Сталин всегда твёрдо поддерживал позицию Ленина. Характеристика, данная Лениным Сталину на IV съезде РСДРП в Стокгольме в апреле 1906 года – «этот замечательный грузин» – оставалась актуальной для отношений двух товарищей по партии до последних дней жизни Ленина.
К слову, съезд РКП(б) ознакомился с полным текстом письма Ленина. Правда, это был уже XIII съезд в мае 1924 года. Тогда же Сталин первый раз предложил съезду принять его отставку с поста Генерального секретаря ЦК (впоследствии он ещё три раза за свою жизнь будет просить об отставке). Но съезд единогласно выразил Сталину полное доверие.