Исключить влияние Запада. Путин запускает новый проект финансового суверенитета
То, что международные рейтинговые агентства используются глобалистами в качестве инструмента спекуляции и манипуляции — далеко не новость. При этом, стоит честно сказать, что инструмент этот достаточно эффективный. Распознать ложку манипулятивного дегтя в бочке аналитического меда не очень просто. Тем более, что заключения всех этих рейтинговых контор были завязаны на институт престижа, который им десятилетиями формировала западная пресса.
Ну и плюс, используя классическую схему пропаганды «80% правды и 20% лжи», они не могли совершенно отрываться от реальности. Т.е. сама канва рейтингов более-менее соответствует реалиям. Условное Зимбабве они не поместили бы выше условного Люксембурга. Однако тут важны именно акценты.
Вот вам актуальный пример. Буквально на днях Fitch поместил рейтинг США «ААА» (наивысший уровень кредитоспособности) в список на пересмотр с «негативным» прогнозом в связи с затягиванием переговоров по вопросу потолка госдолга.
Т.е. штаты на пороге ситуации, когда они могли пропустить платежи по некоторым из своих обязательств, а им только думали пересматривать рейтинг. Да, было заранее ясно, что демократы и республиканцы договорятся по госдолгу, однако это уже политика, а рейтинговые агентства оценивают финансовую составляющую. И приближающийся дефолт с формальной точки зрения был веским основанием для снижения рейтинга США.
На любую другую страну уже давно бы наклеили «мусорную» метку (уровень BB и ниже). У Китая, например, рейтинг «A+», у Индии — «BBB-«, т.е. на 2 и 3 позиции ниже США.
Что касается России, то до того, как Fitch покинул нашу страну (март 2022 года), у нас был долгосрочный (!) рейтинг на самом дне: «С» (что означает «дефолт неизбежен»). Хуже только «D» — дефолт. Относительно нашей страны была дана явная команда «топить». Тут уже не до репутации. На войне, как говорится, все средства хороши.
В общем, ничего удивительного. Однако, как я уже говорил, демарш из России данные конторы совершили ещё в прошлом году.
Таким образом, несмотря на то, что рейтинговые агентства себя полностью дискредитировали, какой-то вменяемой замены им в принципе не было. «Если не мы, то кто?» Эта позиция была по сути безальтернативной до 2022 года.
Однако теперь все поменялось. В условиях распада однополярной системы мироустройства будущие центры макрорегионов стремятся к обретению суверенитета во всех областях, включая финансовый. Россия в этом вопросе находится по сути в авангарде.
Так, на заседании Высшего евразийского экономического совета, Владимир Путин выдвинул инициативу создания собственного, евразийского рейтингового агентства:
Было бы полезно учредить и евразийское рейтинговое агентство, которое обеспечило бы наличие адекватного оценочного инструментария для обслуживания растущей экономической активности на территории Евразии. Здесь, конечно, нужны принципиальные подходы, жёсткие критерии и умение подчиняться этим критериям — сделать так, чтобы эта работа была абсолютно объективной, в этом вся её ценность. Если этого не будет, то тогда в этом просто нет смысла
Предложение, конечно, правильное. Рейтинговое агентство наряду с собственными аудиторами и функционирующей системой национальных индикаторов нам необходимы. Почему — объяснять, думаю, долго не нужно.
И речь идёт не только о выставлении рейтинга кредитоспособности стран. Не менее важный момент — рейтинг компаний. Инвесторы перед вложениями в тот или иной проекты должны четко понимать, насколько он жизнеспособен. Не получится ли так, что деньги сгорят.
Но самое главное — это, конечно, условная независимость евразийского рейтингового агентства. ЕАЭС может быть его учредителем, но не должен вмешиваться в работу. Другими словами, не должен диктовать, какой стране или компании необходимо искусственно завысить/занизить рейтинг. Аналитика должна быть максимально объективной.
В этом случае имеется отличная возможность роста геоэкономического влияния ЕАЭС на мировой арене. Если евразийское рейтинговое агентство будет, действительно, качественно выполнять свою работу, то его аналитика станет востребованной за пределами ЕАЭС. На неё будут ориентироваться субъекты экономической деятельности из Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. То есть, речь идет о продвижении престижа и наращивании авторитета ЕАЭС как суверенного объединения.
Константин Двинский