Р-37 «Стрела»: Украинские Су и МиГи падают, как спелые груши. F-16 ждет та же судьба
Российская ПВО продолжает уничтожать остатки украинских ВВС. Только за последние полмесяца, по данным Минобороны РФ, в зоне спецоперации были сбиты 5 украинских самолетов и 2 вертолета.
Оба вертолета — это Ми-8, они были уничтожены в районе поселка Лозовое на границе ДНР и Харьковской области (на Купянском тактическом направлении) и в районе Новопавловки Запорожской области.
Сбитые украинские самолеты — это штурмовики Су-25 (он же всемирно известный «Грач»), бомбардировщики Су-24 и истребители МиГ-29. Агрессивнее всего украинская авиация, судя по сводкам, действует в ДНР: вражеские самолеты сбиты над Славянском, Григоровкой, Варваровкой и Красноармейском. Причем отрабатывают эти цели как ПВО, так и истребительная авиация России.
Ради экономики дорогих самолетов и вертолетов, ВСУ все чаще использует дроны. Любой современный военный конфликт — это прежде всего война дронов. Несмотря на то, что киевский режим якобы получил западные беспилотники WB Electronics Warmates и Switchblade, применяет ВСУ в основном местные дроны.
Среди них самый распространенный — это разведывательная «Фурия», аналог российского «Орлан-10». Правда, украинцы украли концепцию не у России, а у США: «Фурия» — это военная инкарнация гражданского беспилотника RangeVideo Jet.
Широко используют ВСУ также дроны «Спектатор», «Стрепет», «Лелека» («Аист»), «Валькирия». Все они созданы за последние десять лет, построены по схеме летающее крыло и в силу маленьких размеров с ними трудно бороться традиционными методами.
Коммерческие квадрокоптеры в цехах ВСУ пытаются превращать в барражирующие боеприпасы, нацеленные против российских танков и линий укреплений.
Впрочем, российская ПВО сейчас набрала хороший темп — это признают, например, в британском Королевском институте оборонных исследований (RUSI). Антидроновую защиту обеспечивают зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2У», «Стрела-10», «Оса-АКМ», «Панцирь-С». А многие неповоротливые украинские дроны сбивают просто из стрелкового оружия.
Дэвид Райт: сбить «Кинжал» теоретически можно, но доказательств нет
Возможности украинских ПВО также выросли с начала спецоперации — этого нельзя сбрасывать со счетов. Главной ударной силой стали американские Patriot. Правда, их реальные возможности киевская пропаганда сильно преувеличивает. Несколько раз ловили Киев на лжи не только министр обороны РФ Сергей Шойгу, но и западные эксперты.
Киев, например, заявляет, будто бы за последние две недели сбил семь российских гиперзвуковых ракет «Кинжал». В эти заявления не верит научный сотрудник Массачусетского технологического института Дэвид Райт.
В статье для Defense News Райт пишет, что гиперзвуковые ракеты сугубо теоретически можно поразить во время вхождения в плотные слои атмосферы (на этапе глассирования у ракеты скорость достигает 10 Махов).
Перехват также возможен с помощью самых последних модификаций Patriot PAC-3 и превосходящей ее PAC-3 MSE. При этом, как подчеркивает Райт, достоверных доказательств всех заявленных перехватов предоставлено так и не было.
А вот российская система ПВО с начала спецоперации значительно повысила эффективность, констатируют авторы доклада RUSI. Сначала единой системы ПВО фактически не было, были сильно рассредоточенные батареи и радары, которые слабо прикрывали большие расстояния.
При этом с лета 2022 года основная угроза для российских позиций — это даже не украинские самолеты советского производства и не дроны, а ракеты GMLRS. RUSI констатирует, что опасность этих ракет (они запускаются с HIMARS и M270) первоначально была недооценена российским командованием. Однако затем возможности ПВО сильно улучшились — фактически сейчас полностью и надежно прикрыты все тактические соединения.
RUSI: система «Подлет» полностью закрыла российское небо
С-300ВМ и С-400 размещены вокруг ключевых логистических узлов и узлов командования. Британцы считают, что «Тор» и «Панцирь-С1», подключенные к радиолокаторам управления огнем, значительно улучшают ситуационную осведомленность и качество данных отслеживания систем ПВО малой дальности.
Это имеет два основных эффекта. Радары дальнего действия в сочетании с такими системами, как, например, высотная радиолокационная станция «Подлет-К1», доказали свою высокую эффективность при закрытии воздушного пространства для украинской авиации. RUSI приводит пример: благодаря «Подлету-К1» удалось обнаружить украинский самолет на дистанции 150 км. Он был, естественно, сбит.
Кроме того, российская ПВО малой дальности, по оценкам RUSI, значительно повысили эффективность локальной обороны для ключевых объектов.
Угроза, несомненно, остается. В первую очередь, от украинских противорадиолокационных ракет HARM и средств РЭБ — она направлены на подавление российских ПВО. Однако российские батареи научились перехватывать уже и большинство HARM.
— Российские средства ПВО гораздо более эффективны в обороне, чем когда им приходится прикрывать наступающие силы. Мощь сети ПВО подкрепляется воздушным патрулированием на средней высоте российских Су-35СС с ракетами Р-37 «Стрела», — говорится в докладе RUSI. — Эти ракеты представляют собой серьезную угрозу даже на очень большом расстоянии.
Один из украинских самолетов был сбит «Стрелой» с расстояния в 177 км. Неудивительно, что теперь киевский режим так канючит у НАТО истребители F-16, хотя даже они противостоять «Стрелам» не смогут.