«Это сделал Путин!» Грузия обвинила Россию в срыве гей-парада в Тбилиси
Вместо честного признания, что грузины не готовы проявлять толерантность к ЛГБТ, организаторы «Недели достоинства» предпочли объяснить свой провал «происками Москвы»
Вечером 5 июля в центре Тбилиси должен был состояться первый в истории страны гей-парад. Гордое шествие представителей секс-меньшинств под радужными флагами и прицелами многочисленных телекамер по проспекту Руставели было призвано увенчать стартовавшую 1 июля «Неделю достоинства» и продемонстрировать всему миру, что Грузия – толерантная страна, где разделяют доминирующие сегодня на Западе ценности «новой нормальности» в вопросах семьи и брака. Однако, несмотря на поддержку со стороны президента Саломе Зурабишвили, многих оппозиционных политиков, западных посольств и СМИ, а также заверения руководства грузинского МВД, что будут «приняты все необходимые меры для обеспечения порядка», мероприятие было сорвано. Причем акция противников «демонстрации разврата», в ходе которой пострадали десятки иностранных журналистов и местных содомитов, подверглись разгрому офисы НПО-организаторов «Недели достоинства» и палаточный лагерь оппонентов власти у стен парламента, оказалась намного масштабнее, чем гей-парад, против которого они выступали. Оппозиция обвинила в беспорядках правительство, премьер Ираклий Гарибашвили возложил ответственность за провокацию на «реваншистские силы во главе с Саакашвили», посольства ЕС выразили свое возмущение, госдепартамент США потребовал сурово наказать гомофобов, а наиболее «проницательные» грузинские общественники и медиа-ресурсы усмотрели в случившемся «руку Москвы»…
В начале марта Европарламент принял резолюцию, провозгласившую весь Евросоюз «зоной свободы» для представителей секс-меньшинств. Грузия, давно и пока безуспешно пытающаяся доказать, что ей самое место в ЕС, восприняла эту весть из Страсбурга как сигнал к действию, решив провести у себя не только гей-парад, но сразу целый комплекс мероприятий в защиту права самовыражения ЛГБТ в рамках «Недели достоинства».
По замыслу организаторов из НПО «Тбилиси прайд», она должна была продемонстрировать, что Грузия в вопросах толерантности не уступает ведущим демократиям планеты во главе с США, где борьба против «стигматизации и дискриминации» всевозможных извращенцев уже обернулась диктатурой «новой нормальности», при которой изгоями чувствуют себя традиционно ориентированные мужчины и женщины.
Идею «Недели достоинства» радостно приветствовали в Брюсселе и Вашингтоне, свою горячую поддержку ей выразили президент Грузии Зурабишвили, местные правозащитники и аккредитованные в Тбилиси западные дипломаты, а наиболее «продвинутые» грузинские политики заявили о готовности присоединиться к «Маршу достоинства» – так пафосно назвали первый в истории Сакартвело гей-парад.
Против этих планов выступила Патриархия Грузии. О своем категорическом неприятии гей-сборищ и решимости не допустить «торжества разврата на святой земле предков» заявили НПО «Союз православных родителей», движение «Грузинская идея», партии «Альянс патриотов Грузии», «ЭРИ» и многие другие политические и общественные объединения консервативной направленности.
На этом фоне власти призвали организаторов воздержаться от проведения «Недели» и гей-парада, но вдохновленные поддержкой «всего прогрессивного человечества» и поступившими с Запада грантами на «святое дело» функционеры «Тбилиси прайд» предупреждения проигнорировали. А зря.
Пятидневка толерантности сразу не задалась. «Неделя» должна была стартовать 1 июля с закрытого кинопоказа. И хотя организаторы держали в тайне место его проведения, у здания, где апологеты нетрадиционной любви вместе с иностранными дипломатами собрались насладиться толерантным искусством, собралась внушительная толпа, попытавшаяся проникнуть в здание, а когда это не удалось, в окна, журналистов и полицейских полетели камни, бутылки и яйца. Итог – несколько госпитализированных и 11 задержанных.
Последующие акции в рамках «Недели» прошли в условиях строжайшей конспирации и не привели к громким скандалам. По крайней мере, в СМИ о них не сообщалось.
Однако с гей-парадом такой фокус провернуть было невозможно. Как результат вместо демонстрации достижений в области толерантности получилось жестокое побоище. Причем большая часть пострадавших – свыше 50 человек – журналисты иностранных и грузинских СМИ. Ребята из «Тбилиси прайд», узнав, что к их офису движется разгневанная толпа, благоразумно его покинули.
Директор НПО «Тбилиси прайд» Георгий Табагари:
«Я попал в три серьезные переделки, в которых мог погибнуть. Происходящее было попросту за гранью разумного. Я счастлив, что остался в живых».
Пока власти и оппозиция перекладывали друг на друга ответственность за конфуз с «Неделей достоинства», вызвавший гнев Запада, организаторы не придумали ничего лучшего, как обвинить в своем провале Россию:
«Мы не можем выходить на улицы, полные жестоких людей, поддерживаемых властями, Патриархией и пророссийскими силами».
«Пропутинские экстремисты предприняли насильственную попытку сорвать первый день недели #TbilisiPride».
«Не дать людям продемонстрировать солидарность с Европой могли только русские, которым свободная Грузия как кость в горле».
Такую трактовку уже подхватили некоторые западные СМИ, попытавшиеся встроить сюжет с тбилисским гей-парадом в длинную череду проявлений «агрессии Москвы»: «терактами во Врбетице», «отравлением в Солсбери», «нападением на Навального», «кибератаками русских хакеров» и т.д.
Несмотря на очевидную абсурдность, она удобна для всех: западная общественность получает очередное подтверждение злокозненности России, правительство Грузии – возможность снять с себя ответственность за неспособность навести порядок, а функционеры «Тбилиси Прайд» – объяснение перед спонсорами за впустую потраченные гранты.
Просто признать, что сами грузины в подавляющем большинстве не приемлют нетрадиционные ценности и не хотят, чтобы их дети видели свободно разгуливающих по улицам целующихся бородатых мужиков в платьицах, мужеподобных теток, трансгендеров, небинарных квиров и прочую нечисть, нельзя, ибо ломает привычную парадигму.
Трудно сказать, примут ли когда-нибудь Грузию в ЕС и примут ли вообще, но по одному параметру она уже точно в Европе: там тоже во всех проявлениях несогласия народа с задаваемой властями повесткой «новой нормальности» видят руку Москвы…