Дефицит бюджета компенсируют из карманов россиян: новая налоговая реформа
Чиновники нашли способ снизить дефицит федеральной казны на следующие три года. Как уверяют близкие к кабинету министров источники, с января 2022-го государство начинает так называемую донастройку налоговой системы. Предполагается ужесточить фискальные взимания как с самых доходных по пошлинному обложению отраслей — нефтяников и металлургов.
Кроме того, населению угрожает повышение цен на алкогольные и сахаросодержащие напитки из-за новых акцизов. По планам разработчиков этой идеи в ближайшие два-три года повышение сборов с обозначенных отраслей позволит принести в бюджет до 400 млрд рублей дополнительных налогов в год.
Концепция донастройки российской налоговой системы на 2022-2024 годы, как сообщают близкие к правительству источники, обсуждается в настоящее время в профильных ведомствах кабинета министров. В целом изменения структуры могут приносить в бюджет до 400 млрд рублей в год дополнительных доходов. Около половины этой суммы должно обеспечить повышение налога на добычу полезных ископаемых для металлургической отрасли, в том числе усиление нагрузки на производство драгоценных металлов. Вторая половина придется на модернизацию системы уплаты акцизов, а также улучшение администрирования или введения новых сборов на некоторые виды алкоголя и сахаросодержащие напитки.
Как полагает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников, донастройка распределения государственных доходов является одним из ключевых знаменателей инвестиционных направлений отечественной государственной казны. «Однако системное распределение накопленных средств до сих пор является пока неизвестной величиной. Государство направило достаточно большую сумму на социальные и медицинские нужды. Теперь стране необходимо создать благоприятную бизнес-атмосферу, чтобы вложенные инвестиции смогли бы обеспечить будущую прибыль», — отмечает эксперт.
Увеличение налогов, скромно называемое «донастройкой системы налогообложения», становится традицией — еще в прошлом году был повышен налог на добычу для металлургии и производителей удобрений, корректировался режим налогообложения нефтянки, впервые с 2002 года была введена прогрессивная шкала НДФЛ (15% на доходы сверх 5 млн рублей в год) и введен НДФЛ на процентные доходы по вкладам. Но в прошлом году это было хотя бы легче обосновать с учетом расходов бюджета на антикризисную поддержку экономики. Сейчас же при цене нефти вблизи к $75 за баррель и вероятного приближения бюджета к состоянию бездефицитности трудно понять, для чего властям потребовалось усиливать фискальное бремя. Более того, как говорил ранее министр финансов Антон Силуанов, при таких ценах на нефть дефицит бюджета в этом году может ограничиться 1% ВВП, поэтому повышение налогов не выглядит необходимым.
«Запросить дополнительные средства у металлургов, которые рассчитывают потратить на налоги не более четверти сверхдоходов — вполне логичная история, — отмечает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. — Как заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, доходы российских металлургов в коронавирусный 2020 год выросли в разы: они получили до 100 млрд рублей сверхприбыли и должны вернуть эти деньги в бюджет. Однако сказать, что даже на продукцию из металла как-то сильно может измениться цена, наверное, все-таки нельзя — слишком велика сверхприбыль металлургов за последние полтора года».
Как полагает Масленников, высчитывать долю доходности каждого предприятия в настоящее время является достаточно сложной задачей, поэтому правительство ее упрощает до формулы: бери большие налоги с богатых, чтобы выдавать дополнительные преференции бедным. «Интересен подход к налогообложению доходов состоятельных людей. Только повышение НДФЛ на 2% для граждан с доходом более 5 миллионов в год дает бюджету более 50 млрд рублей. По сути, все делается правильно — резкое повышение налогов может вызвать волну негатива в любых кругах, поэтому вопрос прогрессивной шкалы налогообложения и реализуется постепенно. Другое дело, что нужно понимать, в каком именно виде будет осуществляться реализация новых планов Минфина относительно доходов богатейших граждан страны и какими будут параметры «подстройки»: богатым, судя по всему, придется уплатить больше, но до неимущих слоев населения эти деньги не факт, что дойдут», — полагает Коган.
«Тем не менее намерения государства относительно изменения системы налогового обложения также касаются и совершенно народной продукции — спиртного и табака. Не исключено, что в результате повышение цены затронет продуктовую линейку или отразится на услугах ЖКХ», — отмечает эксперт.