Когда уходит транзит, остается блюз…
Если Россия давно и планомерно развивает портовые мощности на Балтике, дабы не зависеть от настроения трех прибалтийских сестричек, то Латвия до последнего имела шанс сохранить белорусский транзит.
Но она сделала фатальную ошибку, отняв ЧМ по хоккею у Лукашенко. Да не просто отобрав, а с особым цинизмом, со снятием государственного флага Белоруссии и водружением оппозиционного полотна.
Литва также уже ощутила почем стоит хранение на своей территории Тихановской. В первом квартале этого года, Литовская железная дорога потеряла 8% выручки. В общем, это не много, но тенденция плохая. По всем прогнозам, 2021 год должен был быть лучше 2020, но нет. И в руководстве ЛЖД заговорили об оптимизации бизнес-модели.
Что такое оптимизация на железной дороге, Литва может уточнить у Латвии. С одной стороны, правительство Латвии вложит в концерн Latvijas dzelzceļš ("Латвийская железная дорога") 32 млн. евро. на инфраструктуру и проекты, направленные на его развитие. А с другой, увольнение 1500 сотрудников и распродажа имущества, зданий, автомобилей. Сдача на металлолом рельс, стрелок, башмаков, вагонов и пр. На Литву приходится 28% транзита из России и 32% из Белоруссии. Так что, в отличие от Латвии, ей еще есть куда падать.
Как сказал министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, некоторые терминалы и в Риге, и в Вентспилсе сумели перепрофилироваться. С потерей перевалки минеральных удобрений, там провели модернизацию и приспособили мощности для перевалки зерна. Мо-лод-цы! Осталось только уточнить, откуда там возьмется зерно? Правильно, из России. А сколько Россия будет пользоваться их услугами? Правильно, недолго. Ровно до того момента, как введут в эксплуатацию российские терминалы на Балтике.
Латвия очень рассчитывала, что в этом году, за счет оживления экономики Европы, транзит хотя бы не уменьшиться в сравнении с прошлым, ковидным годом. Но, увы. За первые четыре месяца этого года грузооборот в портах упал на 9.9%, на железной дороге, на 9.6%. А ведь падение продолжается не первый год. С 2018 по 2020 год, падение составило 28%.
Транзит российского угля практически остановлен. За последнее время прошел только один состав.
Китайцев прибалты также умудрились обидеть, так что Шелковый путь, скорее всего, пройдет стороной. А ведь были такие перспективы — китайский Шелковый путь, российский и белорусский транзит, дотации и совместные проекты с ЕС, продажа "русской угрозы" в США. Но все потеряли ослепленные политической ненавистью. Даже проект железной дороги через Прибалтику в Европу потеряли, вместе с транзитом. Остались только субсидии от ЕС и США за оголтелую русо и белорусофобию.
Остается странам Балтии только принять подданство США, продолжать антироссийскую линию в Совете Европы и максимально блокировать любые попытки "Старой" Европы начать диалог с Москвой.
Принося в жертву политике экономику, Литва приближает тот день, когда вслед за Латвией, понесет свои рельсы на металлолом…
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Ваш, "Вечер у камина".