Рекорд в воздухе: «Яйца жизни» помогли нашему К-52 уйти от обстрела вражеских ПЗРК
18 зенитных ракет дружно улетели в молоко, не причинив вреда вертолету
Один из российских ударных вертолетов Ка-52 с помощью комплекса «Витебск» отразил за вылет рекордное число зенитных ракет, аж 18 штук. Это произошло на Запорожье. Рекорд по отраженным ракетам переносных зенитных ракетных комплексов засчитан. Помог экипажу бортовой комплекс обороны, вертолет вернулся на базу без единого повреждения. Вертолетчики уже начали называть комплекс «Витебск» — «яйца жизни».
По мнению некоторых специалистов, аппаратура действительно «похожа на птичьи яйца». И она регулярно спасает летчиков армейской авиации, которых противник обстреливает из ПЗРК.
Устройства оптико-электронного подавления, входящее в состав комплекса, действительно напоминают сложные, подвижные шары с лазером, способным ослепить головку самонаведения как зенитных ракет, так и ракет «воздух-воздух». Ну и аппаратура комплекса расположена в основном вне корпуса вертолета.
По рассказу Заслуженного военного летчика Российской Федерации, генерал-майора Владимира Попова комплекс «Витебск» в разных его модификациях установлен на многих самолетах и вертолетах:
— Например, «Витебск» с индексом «25» предназначен для установки на штурмовики Су-25, а Л-370Э8 устанавливается на вертолёты Ми-8. Л-370Э26Л — сделан для Ми-26, а Л-370Э50 — для Ка-50. Ну, а рекорд установил Л-370В52. Что же касается Су-30, Су-35, то они оснащены эквивалентом этого бортового комплекса обороны (БКО).
Все эти комплексы действительно могут быть предметом нашей общей гордости. Они хорошо отработали и получили впечатляющий результат. Значит не даром наши военные конструкторы старались, трудились над бортовой системой радиоэлектронной борьбы. Нужно им отдать должное.
«СП»: В разработке системы, названной в честь белорусского города, на разных этапах принимали участие и московский научно-технический центр «Реагент», и специальные КБ «Зенит» и НТЦ «Элинс» из Зеленограда, головным разработчиком комплекса стал НИИ «Экран» из Самары, а выпускает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), причем с учетом опыта, полученного на спецоперации.
— По ходу дела вносятся улучшения. Будем считает, что рекорд — не последний. Боевые действия-то продолжаются…
Эта система способна автоматически обнаруживать пуски зенитных ракет по вертолету за счет нескольких ультрафиолетовых датчиков, и она даже вычисляет координаты пусков для их последующего уничтожения. А на подлете к вертолету станция подавления, входящая в комплекс, ослепляет головку самонаведения атакующей ракеты, в результате чего та теряет цель. Причем «Витебск» может подавлять как оптико-электронные головки самонаведения, так и радиолокационные. Также в состав комплекса входят средства инфракрасного противодействия.
Ну и конечно, комплекс отстреливает тепловые ложные цели, которые за счет горящего пиротехнического состава создают помехи инфракрасным головкам самонаведения зенитных ракет, что в общем-то довольно привычно, ведь «салют» тепловыми ловушками во время взлета грузовых самолетов мы видели на кадрах кинохроники еще из Афганистана.
В состав же вертолётного комплекса, который недавно отличился, входят помимо устройства выброса пассивных помех, блок управления, расположенный в корпусе вертолета, аппаратура обнаружения лазерного облучения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, станции оптико-электронного подавления (СОЭП).
Российский авиационный бортовой комплекс обороны способен предупреждать экипаж о радиолокационном и лазерном облучении любого летательного аппарата, ну и, конечно, о пусках по нему управляемых ракет, а также для противодействия нацеленным ракетам с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения.
Прототип этого комплекса был представлен еще летом 2010 года в Париже на выставке «Eurosatory». Промышленное производство начали в 2015 году. Теперь все строевые транспортно-боевые вертолёты Ми-35М, стоящие на вооружении ВКС России, оснащены такими бортовыми комплексами обороны.
Система, автоматически обнаружив пуск ракеты, активирует применение всех видов активной и пассивной защиты, тем самым нарушая работу систем самонаведения ракет и их уход на ложные цели. Бортовой комплекс может работать без участия оператора, лишь информируя о ракурсе атаки и характере угрозы: произошел пуск ракет, началось радиолокационное или лазерное облучение. Он производит идентификацию лазерных средств наведения и дальнометрию противника, сообщая о принятых мерах противодействия и об оставшихся средствах защиты — так-то и был документально зафиксирован рекорд.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков считает, что вряд ли рекорд, установленный экипажем вертолета последний:
— Судя по недавно опубликованной информации, Соединенные Штаты выделили очередной «пакет помощи» в размере двух миллиардов долларов. В составе этого пакета как раз находятся зенитные управляемые ракеты. Чтобы защитить наступающие порядки бандеровцев, штурмующих линию боевого соприкосновения без авиации, которой у них по сути нет, а есть только комплексы ПВО, американцы сейчас и поставляют новые ракеты как для систем ПВО IRIS-T, так и Patriot. А мы помним, что одна ракета того же комплекса Patriot стоит свыше двух миллионов долларов.
Наша фронтовая авиация, конкретно, такие вертолеты как К-52 — являются сейчас основными боевыми машинами. Они работают в зависимости от их радиуса действия в конкретной операции, поражая на дальних рубежах противотанковыми ракетными комплексами как легко бронированную, так и тяжело бронированную противника. А если против них еще и зенитно-ракетные комплексы начнут работать, то да, рекорды еще будут.
И не стоит забывать, что у противника еще большое количество различных ПЗРК, которыми обстреливают наши вертолеты. То есть по вертолетам стреляют много, и, слава богу, что мы ставим такие рекорды. Лучше ставить такие рекорды, чем антирекорды.
«СП»: Как, например, антирекорд того же киевского «Пэтриота», выпустившего в молоко штук двадцать ракет по два миллиона долларов каждая. Пишут, что первоначально все это навороченное хозяйство Л-370 «Витебск» было установлено на «Борту № 1», и только потом «пошло в народ».
— Нет, это неправильно. Все дело в экспортном обозначении President-S. Поэтому некоторые и связали название с «самолетом президента». А это просто рабочее, точнее гражданское название. Впервые его демонстрировали на вертолетах Ми-8, показывали кадры обстрела ракетами. Но за кадром оставались реальные возможности. Комплекс ведь может отклонять не одну единственную ракету, а в открытом доступе до сих пор не было сведений — сколько он максимально может отклонить ракет? Эта цифра противнику была неизвестна. Теперь узнали, что не менее восемнадцати управляемых ракет.
«СП»: А на самом деле может до двадцати. В свое время, при наземных испытаниях, с использованием, в частности, вертолёта Ка-50, пару лет назад на полигоне под Ахтубинском, по машине были выпущены два десятка ракет типа «Игла». Ни одна не смогла поразить цель, оборудованную БКО «Витебск».
— Посмотрим, загадывать не будем…
Работа инженеров и конструкторов продолжается, «Витебск» и другие бортовые комплексы обороны могут стать универсальной защитой, оснащая в штатном варианте и БМП.