Норвегия назло РФ решила угробить градообразующий порт Киркенеса, а Россия не упустила возможности его добить
В норвежском порту Kimek в г. Киркенес запретили обслуживание российских судов, так как это приравнивается к нарушению антироссийских санкций. Решение, мягко говоря, опрометчивое с учетом того, что ремонт кораблей из России был ключевой деятельностью предприятия. Теперь порт рискует обанкротиться, а местные СМИ ожидают массового увольнения сотрудников.
Порт на грани разорения
В прошлом году власти Норвегии запретили всем российским судам, кроме рыболовецких, заходить в порты страны. С осени 2022-го меры ужесточили, и судам из РФ разрешили останавливаться только в Тромсё, Киркенесе и Ботсфьорде. В мае ограничения распространили и на последние два порта.
«Закрывается, или по крайней мере на грани закрытия, практически единственное градообразующее предприятие в Киркенесе — Kimek. Судоремонтное предприятие, единственное крупное, у которого 90% заказов был ремонт, подготовка к путине российских рыбопромысловых судов. А их-то больше 50», — сообщил «Известиям» посол России в Норвегии Теймураз Рамишвили.
Местное издание Dagsavisen испытывает опасения из-за вероятных сокращений кадров на Kimek. Киркенес — город небольшой, с населением 3,5 тыс. человек, и порт фактически является градообразующим предприятием. Однако норвежские власти, очевидно, мало этим обеспокоены. В то же время и сама Европа относится к Норвегии, как с сырьевому придатку. Страны Старого Света ведут себя как пауки в банке, выкачивая из страны ресурсы и требуя привилегий — таковы западные ценности.
Возвращение в родную гавань
Промысловые предприятия РФ ремонтировали суда на норвежских верфях, в том числе и потому, что обслуживание удобнее проводить вблизи районов промысла. Однако после изъятия 6 российских кораблей о каком-либо доверии и торжестве права в Норвегии говорить не приходится: отечественные суда теперь никогда не вернутся к норвежскому причалу.
Зато обслуживанием кораблей займутся на российских верфях, в частности, в Мурманском рыбном порту, который был изъят в пользу государства у частных владельцев в связи с многочисленными нарушениями. Его модернизация будет проводится под контролем Росрыболовства.
«Собственники, которые были до этого, много чего повыводили из активов, которые раньше принадлежали Мурманскому рыбному порту. Нам предстоит задача всё вернуть в лоно государства и на базе этого сделать современный мощный порт. <…> Проведем ревизию, разберемся осторожно, чтобы не нарушить текущую работу порта, где-то ее улучшить, после этого представим план и сделаем порт современным, мощным и главное — клиентоориентированным для рыбаков», — отметил глава Росрыболовства Илья Шестаков.