Герои или убийцы: властям Латвии указали на необходимость определиться со своим отношением к участникам Холокоста
«Власти Латвии совмещают память о Холокосте и героизацию ветеранов СС, принимавших в нем непосредственное участие», — на такую двойственность политики официального Вильнюса в отношении массового уничтожения нацистами евреев во время Второй мировой войны указал президент Совета раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт накануне.
Так он прокомментировал участие высших должностных лиц республики в траурной церемонии у Большой хоральной синагоги в столице Латвии в День памяти жертв геноцида еврейского народа. Напомним, 4 июля 1941 года нацисты и их пособники сожгли здесь заживо до 2 тысяч человек. Вот только уничтожали людей не немцы, а латыши из «команды безопасности» Виктора Арайса, который, несмотря на то, что в свое время был признан военным преступником, сегодня почитается в Латвии как «борец за независимость» (как и многие другие коллаборационисты). Между тем, на счету его «команды» — жизни от 26 до 60 тысяч человек.
Не менее почитаем нынешними политиками страны его сподвижник Герберт Цукурс. В минувшем году в Латвии даже издали мемуары этого «героя», прозванного «рижским палачом» за особую жестокость в убийствах евреев в Рижском гетто. Об этом издатели, правда, не написали, зато сопроводили книгу аннотацией, в которой говорится, что они представляют читателю биографию «летчика, героя и мужественного человека» (в довоенное время Цукурс и правда был смелым авиатором, вот только его военные преступления перечеркнули все его прошлые достижения).
Впрочем, это – лишь наиболее яркие примеры. Всего к моменту нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в Латвии проживало около 90 тысяч евреев. Около 10 тысячам из них удалось бежать и добраться до неокупированных территорий СССР, еще около 5 тысяч погибли в ходе военных действий. Из оставшихся в оккупации более чем 70 тысяч человек выжило лишь около тысячи. И население республики под влиянием антисемитских настроений, насаждаемых как немцами, так и коллаборационистами, принимало самое активное участие в геноциде.
«Наши латышские друзья делали вид, что не знают нас. Никто не встал за нас. Люди, которым мы доверяли, сдавали нас полиции. Служанки, долгие годы зарабатывавшие свой хлеб у евреев, выкидывали их на улицу, демонстрируя свои «национальные» чувства», — пишет в своих воспоминаниях Бернхард Пресс, один из немногих вышивших в гетто Риги. Он рассказывает также, что пожар антисемитизма активно поддерживала интеллигенция, в особенности – представители прессы, в частности – газеты Tēvija, и политики. Так, дипломат, бывший глава внешнеполитического ведомства Латвии Людвиг Сея в своем дневнике описывает события, предшествующие сожжению евреев в синагоге в таких выражениях: «В ночь со 2 на 3 июля произошли аресты жидов».
«Самодеятельность» латышей была прекращена после окончательной оккупации республики, однако желающим продолжить эту деятельность было предложено вступить во вспомогательную полицию и другие формирования под руководством немецких властей, что они с радостью и сделали. При этом бывших участников этих формирований в современной Латвии сегодня прославляют на государственном уровне. Самый яркий пример, конечно, – ежегодные марши ветеранов ваффен СС 16 марта.