Несмотря на отсутствие бронирований, «Газпром» не откажется от польского «Ямала»

Несмотря на отсутствие бронирований, «Газпром» не откажется от польского "Ямала"Несмотря на отсутствие бронирований, «Газпром» не откажется от польского "Ямала"

"Газпром", не решаясь на участие в аукционе пропускной способности польского участка газопровода "Ямал-Европа" впервые в истории существования данной магистрали, не выразил воли для дальнейшего постоянного и круглогодичного использования этого маршрута поставок газа в Европу. Однако это не означает, что российская компания полностью отказалась от польской транзитной страны. Это связано не с желанием Газпрома, а с рыночными реалиями

«Газпром» откажется от Ямала?

5 июля на аукционной площадке польской Gaz-System были организованы ежегодные аукционы мощности SGT (Transit Gas Pipeline System) "Ямал-Европа" от пункта Кондратки на польско-белорусской границе до пункта Мальнов на польско-германской границе. Период этих аукционов предусматривал постоянное резервирование пропускной способности газопровода на 2021-2026 годы, а начало газового года назначено на 1 октября. К удивлению многих наблюдателей, все доступные возможности резервирования оставались вакантными, а это означает, что «Газпром», как единственный возможный экспортер газа Восток-Запад, не решил использовать эту возможность резервирования мощностей. Это второй ежегодный аукцион по резервированию мощности газопровода Ямал-Европа после истечения 18 мая 2020 года долгосрочного транзитного соглашения. С тех пор «Газпром» был обязан участвовать в аукционах по резервированию мощностей.

Резервирование осуществляется в нескольких режимах: годовой, квартальный, ежемесячный, дневной и внутридневной. Эта модель резервирования мощности соответствует требованиям ЕС — CAM NC, которые, среди прочего, должны обеспечивать свободный доступ к инфраструктуре передачи для третьих лиц, а не только для одного лица. Ежегодные аукционы всегда прельщают покупателей более низкой ценой бронирования. В случае других предложений добавляется специальный «бонус», который тем выше, тем короче период бронирования.

Во время первого ежегодного аукциона 6 июля 2020 года «Газпром» был единственным, хотя и не названным, зарезервировавшим мощность Ямальского газопровода. Тогда оператор SGT Gaz-System в рамках ежегодного аукциона предложил мощность 34,41 млн кВтч / час, из которых 34,4 млн кВтч / час (около 80 млн кубометров в сутки) было зарезервировано. По завершенному аукциону было выставлено 90 процентов мощности газопровода. Остальные 10 процентов пошли на ежеквартальные, ежемесячные, дневные аукционы.

По данным польской Gaz-System, в 2020 году через СГТ Ямал-Европа было транспортировано 30,73 млрд куб. газа. Подавляющее большинство этого объема поступило в Германию, однако объем газа, поставляемого Ямалом в течение трех лет, неуклонно снижается. В 2018 году магистралями было направлено 34,66 млрд куб., в 2019 году 33,68 млрд. куб. газа.

Какая альтернатива есть у «Газпрома»?

Отсутствие участия в годовом резерве мощностей на следующий газовый год, который начинается 1 октября, не означает, что «Газпром» откажется от транзита газа по польской территории на Запад. Это связано с несколькими факторами.

Первый связан с техническими возможностями транспортировки газа в Европу. «Газпром» может рассчитывать на пять магистральных линий газопередачи:

1. Газопровод "Ямал-Европа", пролегающий через Беларусь и Польшу в сторону Германии, мощностью около 34 млрд куб. м ежегодно;

2. Газопровод «Северный поток», идущий по дну Балтийского моря в сторону Германии, мощностью 55 миллиардов куб. ежегодно;

3. Газопровод "Братство" и "Союз", проходящий по территории Украины в направлении Словакии / Венгрии / Румынии, мощностью 130 млрд куб. ежегодно (контракт по соглашению 2019 г. на уровне 40 млрд куб. м ежегодно);

4. Газопровод «Турецкий поток», идущий по дну Черного моря в сторону Турции / Балканы, мощностью 32 миллиарда куб. ежегодно;

5. Газопровод «Голубой поток», идущий по дну Черного моря в сторону Турции, мощностью 16 миллиардов куб. ежегодно.

В общей сложности эти маршруты обеспечивают транзит российского газа в Европу на уровне почти 270 миллиардов куб. ежегодно. Это значительно превышает экспортный спрос, который в последние годы находится на уровне 170-201 млрд куб. ежегодно. Однако эта цифра учитывает полное использование украинской системы, которая систематически маргинализируется Газпромом в течение последних нескольких лет. В 2014 году «Газпром» отправлял через Украину 80–100 млрд куб. газ в год. Таким образом, предполагается, что этот маршрут отвечает только за передачу контрактов до конца 2024 года на 40 млрд куб м. российского газа, то возможности передачи уже составляют лишь 177 млрд куб. м. в год. Это объем, который не сможет удовлетворить потребности Европы в стандартный зимний сезон. В оценках экспорта Газпрома на текущий год предполагается, что на экспорт будет поставлено около 200 миллиардов куб. газа, из которого нужно вычесть 10 млрд куб. в Китай, который пойдет туда по газопроводу «Сила Сибири».

Таким образом, на рынке появляется разрыв примерно в 15-20 миллиардов кубометров. Из-за нежелания «Газпрома» продлевать транзитные контракты с Украиной максимальный объем прокачки составляет 40 млрд куб. будет ограничен минимумом, а возможно и полностью, после истечения срока действия существующего контракта.

Здесь «Газпрому» поможет газопровод «Северный поток 2» проектной мощностью 55 млрд куб. м. в год, что является еще одним фактором. Этого объема хватит, чтобы полностью отказаться от украинского маршрута, но этого будет недостаточно для отказа от газопровода Ямал-Европа. Еще около 15-20 миллиардов кубометров. газа (при условии сохранения экспорта на уровне 190–200 млрд куб. м) придется транспортировать через Польшу. В более долгосрочной перспективе «Газпром» может пожелать (и планирует) построить терминал СПГ на побережье Балтийского моря, через который он сможет отправлять недостающий объем газа на газовозах на приемные терминалы в Европе. Однако, прежде чем это произойдет, российскому гиганту придется в определенной степени сотрудничать с Польшей.

Польша по-прежнему будет важна

Тот факт, что Газпром не участвует в годовых аукционах по бронированию пропускных мощностей, не означает, что компания не будет резервировать мощность в системе, например, ежеквартально. Это повлечет за собой несколько более высокие затраты в связи с начислением бонуса, но в контексте недавних действий российской компании, заключающихся в «газовом голодании» Европы и повышении цены на газ на рынке в ожидании завершения строительства (и согласование) газопровода «Северный поток 2», отсутствие ежегодных бронирований, похоже, является сознательной и последовательной политикой «Газпрома». Нежелание зарезервировать почти 30 миллиардов куб. пропускной способности "Ямала" российской компанией, вызывает очередную нервную дрожь на биржах. В понедельник, 5 июля, цены на газ при спотовых поставках на голландском газовом хабе TTF превысили 450 долларов за тыс. куб м. Это уровень цен, который не фигурировал более 13 лет. Следует отметить, что около 80% текущих экспортных контрактов «Газпрома» в Европу основаны на эталонных показателях фондового рынка.

Подводя итог, недавние действия «Газпрома» (отсутствие бронирования дополнительных объемов пропускной способности, несмотря на дефицит газа в Европе) — это проведение своих интересов и показать Европе, где она находится. Таким образом, Россия хочет заставить Европу поддерживать такие проекты, как «Северный поток 2», которые призваны обеспечить потребителю стабильность поставок. Однако эта стабильность условна, потому что в случае каких-либо политических проблем с тем или иным клиентом ничто не препятствует остановке газа там, несмотря на то, что упомянутые выше трубопроводы напрямую связывают его с российским поставщиком. Однако в долгосрочной перспективе «Газпром» может потерять авторитет и позицию «стабильного поставщика газа», и ему придется сотрудничать с Польшей, независимо от того, будет ли построен «Северный поток-2» или нет.