Санкции VS Транзитные Пути: что ожидает Запад и почему у него ничего не получается

Санкции VS Транзитные Пути: что ожидает Запад и почему у него ничего не получается
i]Антироссийские экономические санкции США и Евросоюза актуализировали вопрос транскавказских коммуникационных коридоров. Турция, несмотря на давление Запада, не горит желанием сворачивать торговлю с Россией. Скорее наоборот: судя по имеющейся информации, армянские перевозчики не справляются с увеличившимся грузопотоком из Стамбула в РФ.
Кремль заинтересован в дополнительных наземных коридорах к портам Абхазии, поскольку причерноморская инфраструктура РФ работает на пределе. И в этом контексте задействование транспортных возможностей Республики может оказаться вполне востребованным. [/i]

Мир привыкает лавировать между западными рестрикциями и РФ

Идея реконструкции транзитного сообщения между Россией и Грузией, прерванного из-за грузино-абхазской войны 1990-х годов, несколько раз обсуждалась представителями двух стран. Но долгие годы эти разговоры ни к чему не приводили.

Спустя 15 лет Москва и Тбилиси все же пришли к единому мнению о восстановлении абхазского участка железной дороги. В мае 2008 года Москва выдала Сухуму кредит 2 млрд рублей и выделила около 400 работников железнодорожных магистралей для помощи в ремонте полотна. Но августовские события прервали процесс реконструкции магистрали.

Победа партии Бидзины Иванишвили на выборах 2012 года позволила вновь заговорить о транзите через Абхазию. Придя к власти, лидер «Грузинской мечты» не скрывал желания нормализовать отношения с Москвой. В 2013 году Иванишвили заявил о стратегической важности этой дороги для страны. Его поддержал госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили: «Все смогут пользоваться этой железной дорогой – Россия, Грузия, Армения. Это повысит роль страны как транспортной артерии и увеличит ее геополитическое значение. Грузы будут перевозить не только по направлению запад-восток, но и север-юг».

Связующее звено в Закавказье

Армения является наиболее заинтересованной стороной в восстановлении железнодорожных путей в Закавказье. Транспортное сообщение этой страны с Азербайджаном и Турцией прервано уже много лет: политика Баку и Стамбула направлена на экономическое удушение Еревана путем ее изоляции от внешнего мира.

Дорожное сообщение Армении и России через территорию Грузии функционирует со сбоями. Хотя для Москвы армянское направление важно не только с точки зрения экономической поддержки партнера. В Гюмри расположена российская военная база, которая нуждается в постоянном снабжении. Зависимость военного присутствия в регионе от капризной горной трассы «Верхний Ларс» не может не беспокоить Кремль.
По мнению экспертов, если железнодорожное сообщение через Абхазию будет восстановлено, Ереван выйдет из изоляции и стянет связующим звеном между Россией и Персидским заливом. С запуском железной дороги товары из Индии через Иран могут поступать в Армению, далее в Грузию через Абхазию в Россию.

Абхазский вопрос

Основным препятствием для восстановления железнодорожного сообщения все это время является неразрешенный спор о статусе Абхазии. Сухум постоянно напоминает, что независимость Республики не подлежит обсуждению, а официальный Тбилиси настаивает на необходимости «восстановления территориальной целостности Грузии». Как отмечают эксперты, данная проблема оставляет мало возможностей для урегулирования вопроса.

Абхазские политики признают, что восстановление железнодорожного сообщения было бы полезным. Власть РА хочет быть в центре любых переговоров, чтобы другие государства не поставили их перед свершившимся фактом. Поэтому в феврале 2021 года группа депутатов из Сухума провела в Москве встречи по проекту открытия железнодорожного сообщения, соединяющего Россию с Грузией, Арменией и Турцией через Абхазию. Они обратились тогда к Госдуме РФ, абхазской диаспоре в Турции и армянской общине в Абхазии с просьбой лоббировать этот проект.
С 2022 года на абхазской железной дороге ведется капитальный ремонт путей. На двух участках произведена сплошная замена рельсошпальной решетки. На главной линии движения дистанции Сухум-Очамчира не осталось ни одного участка со сплошной укладкой деревянных шпал.

Первая ласточка

Несмотря на рестрикции со стороны Запада и США, другие страны продолжают торговое сотрудничество с Россией. В начале апреля этого года в Абхазию прибыл первый состав, доставивший 2700 тонн груза. Для транспортировки использовался именно контейнерный поезд, проходящий таможенные процедуры по упрощенной схеме и не предусматривающий перегруппировку груза. Скорость передвижения такого поезда в два раза быстрее обычного грузового состава. Контейнеры отгрузили на судно Anatolian, которое доставило товар в Турцию.

В перспективе, восстановление железнодорожного коридора позволит разгрузить автомагистрали и уменьшить стоимость доставляемых грузов, увеличив их объем. Поэтому очередной, уже 11-й по счету, пакет санкций нацелен не только на Россию, но и на страны, сотрудничающие с Кремлем. Таким образом, Запад хочет закрыть доступ ко всем ресурсам РФ. Учитывая это, организация такой схемы интересна не только Москве, но и странам, которые заинтересованы в российской продукции. Реализация такого проекта позволит заключать долгосрочные контракты по стабильным и предсказуемым ценам.