Российские металлурги поделились опытом выживания в условиях кризиса отрасли
Ограничение экспорта, сложности в логистике, дефицит комплектующих для оборудования — со всеми этими вытекающими последствиями из-за санкций столкнулись отечественные металлообрабатывающие предприятия. Но многие российские заводы и комбинаты даже в условиях кризиса смогли не только переориентироваться на новые рынки, но и улучшить свои производственные показатели. О том, как в новых условиях происходит переориентация экспорта и развитие внутреннего рынка, ФБА «Экономика сегодня» рассказал генеральный директор завода металлоконструкций МАМИ Александр Царев.
Фото: Марат Даминов
— Спустя год после беспрецедентных ограничений в виде западных санкций как себя чувствует металлообрабатывающая отрасль? Есть ли надежда на светлое будущее для отечественной промышленности?
— Для российской металлообрабатывающей отрасли это не первый переломный период, однако в предыдущие кризисы продолжали работать рыночные законы и международные валюты сохраняли хоть какую-то стабильность. В этот раз мы все дружно наблюдали за тем, как рушились целые цепочки поставок, формировавшиеся десятилетиями, как сбоила логистика, платежная и финансовая инфраструктура. Но мировая история показывает, что зачастую кризис открывает новые перспективы развития. В таких условиях возможен даже рост, но на это, конечно, нужно закладывать определенное количество времени.
Условно, какой-то период мы будем делать отечественные автомобили с механической коробкой передач. Да, пока это модели без подушек безопасности и системы ABS, но зато полностью российского производства. Или в недалеком будущем мы начнем выпускать собственные отечественные станки, пусть пока даже среднетехнологичные, но после того, как экономика страны перестроится, возможно на смену «упрощенного» оборудования придет более мощное и качественное.
— Какие меры поддержки сегодня существуют для металлургов? Как помогает государство?
Александр Царев. Фото: Марат Даминов
— Сейчас в России каждое предприятие, зависящее от зарубежных комплектующих и деталей, продолжает перестраивать и искать новые цепочки поставок. Но здесь важно понимать, что это длительный и сложный процесс, требующий сознательного и активного участия всех игроков рынка, в том числе необходима поддержка государства. В этом плане уже есть положительные сдвиги. После того как в 2022 году Министерство строительства РФ утвердило Стратегию развития металлургической отрасти на внутреннем рынке начал увеличиваться спрос на возведение зданий на основе стального каркаса. Сегодня диапазон применения металла «в стройке» значительно расширился — от производства быстровозводимых гаражей и стадионов до реновации современных торговых центров, и уникальных высотных объектов.
Кроме того, благодаря грамотному выстраиванию диалога между металлургами и девелоперами, в нашей стране медленно, но верно развивается сегмент «металлических» домов. К примеру, уже этим летом в Московской области начнется строительство первого многоэтажного жилого комплекса на стальном каркасе. Преимущества данного метода строительства очевидны. Это прежде всего отсутствие сезонных ограничений, сокращение численности рабочих на стройплощадке и, конечно, скорость возведения. По сравнению с традиционными технологиями, метод «сухого строительства» позволяет сократить срок работ от полугода до нескольких месяцев.
— Можем ли мы сегодня говорить о некой стабилизации на внутреннем и внешнем ранках?
Фото: Марат Даминов
— После ввода санкций заводы по всей стране столкнулись в той или иной степени с нехваткой деталей и различных комплектующих, но спустя год мы наблюдаем, как многие промышленные предприятия смогли успешно завершить логистику поставок. К примеру, часть комплектующих, которые ранее покупались за рубежом, сейчас приобретаются на действующих альтернативных рынках. Большую их часть можно заказать по схеме параллельного импорта. Доставляется такое оборудование обычно через «третьи руки», то есть с помощью стран-посредников — Казахстана, ОАЭ, Армении, но здесь нужно учитывать, что срок поставки увеличивается от одного месяца и более, как, естественно, возрастает цена — на 50-70%. Так что введение санкций, можно сказать, даже поспособствовало переориентации спроса и стимулированию импортозамещения.
— Есть ли новые направления производства и возможности расширения доли внутреннего рынка, способные минимизировать потери металлургов РФ от введенных рестрикций?
— Что касается внутреннего трека развития металлургической отрасли, то здесь важно следовать курсу на импортозамещение, заложенному в «дорожной карте». Необходима интеграция меткомпаний в работу крупных российских инфраструктурных проектов, а также взаимодействие с основными отраслевыми сферами промышленности и производства. Такими приоритетными направлениями сотрудничества для металлургов может стать развитие авиастроения, железнодорожного транспорта на южном и дальневосточном направлениях, производство тяжелой техники, а также участие в создании портовой инфраструктуры и судоходства – как морского, так и речного.
Фото: Марат Даминов
— Каковы ваши прогнозы относительно будущего российской металлообрабатывающей отрасли?
— В целом, как я уже говорил ранее, на сегодняшний день рынок более-менее стабилизировался, но в какие-то далекие горизонты я бы не стал заглядывать. Думаю, пока в ближайшие полгода всё останется без особых изменений. На горизонте год-два возможно в отрасли произойдет спад производственной активности. Но, к счастью, на место «слабых» игроков приходят новые – молодые и амбициозные компании, которые готовы активно экспериментировать с процессами импортозамещения, цифровизации и роботизации. Думаю, что благодаря таким энтузиастам будущее у российской промышленности есть. Однако важно понимать, что никакое внедрение инновационных программ и технологий не поможет в полной мере наладить производственные мощности предприятия. Ведь обеспечить себя какими-то базовыми необходимыми комплектующими — несложно. Но для чего-то более масштабного нам не хватает элементарного — наличия профильных заводов.
— Как вы считаете, возрождение российского производства — миф или новая реальность?
Фото: Марат Даминов
— Очевидно, что нашей стране без полного импортозамещения просто не выжить. Для этого нужны системные и комплексные меры. Например, в Советские годы в Москве успешно работал завод «Станколит», который лил станины из чугуна. Был и в Дмитрове крупный завод фрезерных станков. Все их когда-то разрушили и пока, насколько я знаю, восстанавливать не собираются. Но важно понимать, что станина – эта основа, сердце станка, без которой невозможно изготовить что-либо. И пока мы не начнем производить собственную станину, мы не сможем делать качественные станки, а отсутствие собственного оборудования сильно тормозит развитие отрасли и экономики страны в целом.
Для возрождения тяжелой промышленности и станкостроительной отрасли, я считаю, стоит начать с активного строительства новых заводов. Далее необходимо наладить производство электроники и процессов автоматизации — программ, датчиков, компьютеров, которые бы управляли станком. Все эти направления работы требуют наличия хорошей научно-исследовательской базы, больших инвестиций и временных затрат. Но главное — нужны своевременные и системные государственные меры поддержки. Именно в этой последовательности необходимо выстраивать нашу новую экономическую реальность.
Поделиться:
Татьяна Ленская