Эксперт: продлевать зерновую сделку категорически нельзя
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что зерновую сделку продлевать категорически нельзя, она не выполняет свою цель и лишь наносит ущерб экономике России.
«Я считаю, что её (зерновую сделку) продлевать категорически нельзя. Она наносит ущерб России, нашей экономике и нашим зерновым поставкам, объективный, на мой взгляд, ущерб», — сказал Злочевский.
Он заметил, что отсутствие сделки не несёт никаких рисков для мирового снабжения. Например, подтверждением этого может стать запрет некоторых стран Евросоюза ввозить украинское зерно на свою территорию, который в целом никак не отразился на ситуации с ценами на продовольствие в мире.
«Мир как-нибудь заметил это падение? А оно ведь де-факто состоялось. И что тогда обсуждать прекращение зерновой сделки?» — заметил Злочевский.
В этой связи вообще невозможно понять, как сделка будет дальше влиять на состояние мирового рынка продовольствия, считает он.
«Де-факто мы видим, что никаких влияний не просматривается. И тем более, я говорил уже не раз — не так велики на мировых продовольственных рынках поставки Украины: она грузит в основном кукурузу, и пшеница у них сейчас фуражная», — сказал глава РЗС.
Сегодня Financial Times со ссылкой на источники сообщила, что ЕС рассматривает возможность разрешить Россельхозбанку создать «дочку», которую подключат к SWIFT. По информации издания, этот план якобы был предложен Москвой в ходе переговоров при посредничестве ООН.
Аналитик ФГ «Финам» Игорь Додонов заявил, что не исключено, что в Европейском союзе смогут найти юридическую уловку, чтобы разрешить Россельхозбанку (РСХБ) создать дочернюю компанию для её подключения к международной системе SWIFT.
«О возможности такого подключения сложно судить. Россельхозбанк сейчас находится под санкциями, и любая его „дочка‟ по идее также должна оказаться под теми же ограничениями. Но не исключено, что европейцы всё же смогут найти какую-то юридическую уловку, чтобы сделать это», — отметил эксперт.
С другой стороны, как отметил аналитик, целью России в зерновой сделке является, прежде всего, снятие ограничений на поставки российских зерна и удобрений, а подключение РСХБ к SWIFT должно было лишь стать мерой, которая бы облегчила расчёты с покупателями.
«И даже если „дочка‟ госбанка будет в итоге подключена к SWIFT, это вовсе не означает автоматического разрешения других вопросов. В ЕС же, возможно, рассчитывают, что подобная уступка смягчит позицию России, и она продлит зерновую сделку, от которой пока ничего не выигрывает», — заключил Додонов.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков оценил планы Евросоюза создать «дочку» Россельхозбанка, чтобы подключить её к SWIFT для сохранения зерновой сделки.
«Нет, пока нечего сообщить по выполнению той части. Пока мы констатируем, что вот эта часть договорённостей по-прежнему не выполнена. Ещё есть какое-то время до истечения срока, но надежд не так много», — сообщил он.
Международная система платежей SWIFT прекратила обслуживание Россельхозбанка в июне прошлого года из-за антироссийских санкций. Переподключение банка к системе было одним из условий России для продления зерновой сделки. В Евросоюзе в свою очередь заявили, что до окончания конфликта это сделать невозможно. Как сообщил «Известиям» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, Брюссель может смягчить или вовсе отменить санкции лишь после окончания украинского конфликта.
Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби 20 июня заявил, что власти США надеются на продление зерновой сделки и собираются оказывать поддержку ООН и Турции по этому вопросу. В свою очередь Песков заявил, что предпосылок для продления договорённости нет.
13 июня президент России Владимир Путин на встрече с военными корреспондентами также допустил выход из зерновой сделки. Глава государства отметил, что интересы Москвы в продовольственном соглашении не учитываются, ничего не предпринято с точки зрения либерализации поставок российского зерна. Глава государства указал на то, что большая часть украинского зерна идёт в благополучные государства Евросоюза, а не в беднейшие страны мира.