История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео
Добромир04.07.20230

В середине 19 века, братья Куртис решили продавать кусочки из пчелиного воска и сосновой смолы, которые нужно было жевать. Этот ход был задуман в качестве развлечения, на одной из ярмарок. Данная идея увенчалась успехом, и после этого в Америке началось первое промышленное производство.

Шли годы, и спрос на это лакомство увеличивался с высокой скоростью, что привело к открытию подобных заводов во всем мире. Каждый производитель по-своему дорабатывал состав, а также вносил что-то новое, постоянно усовершенствуя продукт.

Оглавление:

Как жевательная резинка воспринималась в СССР

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео

На территорию Советского Союза, жвачка попала с «развратного запада» и ее употребление всячески осуждалось. Если кто-то был замечен за «жеванием резинки», то к этому человеку применялись различные виды наказания и порицания, вплоть до исключения из комсомола.

Такой человек считался поклонником запада и изменником Родине. Велась пропаганда и в СМИ — очень часто опубликовывались статьи, в которых рассказывали о вредности и плохом воздействии на организм.

Однако, все что запрещается имеет к себе повышенный интерес. Также получилось и со жвачкой. Очень часто, на различных молодежных мероприятиях присутствовали люди, которые не переставали двигать челюстями и находились в центре внимания. Но не у всех была жвачка — многие жевали кусочек резины, а также в ход шел обычный школьный ластик.

Новый виток жевательной резинки в СССР в начале 70-х годов

В начале 70-х стоимость резинки стала достигать 5-10 рублей за упаковку. Для сравнения, за эти деньги можно было купить билет на поезд Ленинград-Москва. Молодежь обменивалась фантиками, стали появляться коллекционеры, а некоторые торговали бумажными вкладышами.

Приближалась Олимпиада в Москве, и в 1975 году по стране прошел слух — на территории СССР планируется открыть собственное производство жвачки. Таким образом, планировалось перехватить распространение резинки среди молодого поколения. Но основной причиной считается трагедия, которая произошла в 1975 году в Москве.

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео

Хоккейная серия, которая состоялась среди молодежных сборных СССР и Канады, была омрачена массовой давкой. Канадские хоккеисты привезли огромное количество коробок со жвачкой, которую планировали раздать болельщикам. Как только эта информация стала известна, нескончаемый поток людей стал набиваться на стадион.

Из-за образовавшихся заторов, был задавлен и затоптан 21 человек, 13 из которых были дети. Но из-за приближающейся Олимпиады, в СМИ не появилось никакой информации, и лишь спустя время на стадионе закрепили памятную табличку, о том страшном дне. 

Производство жевательной резинки в СССР

Первый завод по производству жвачки появился в 1976 году в Ереване, а позднее в Эстонии и Ростове-на-Дону. Изначально было создано несколько вкусов: кофейный, мятный, клубничный и апельсиновый. Главным минусом считался недолгий вкус, который сохранялся только несколько минут после начала жевания.

В Москве, на кондитерской фабрике «Рот Фронт» начиная с 80-х годов, открывается цех по производству жвачки. Расширилось количество вкусов, и ассортимент расширился.

После этого, цена на жевательную резинку стала снижаться, и составила около 60 копеек за одну упаковку из 5 пластинок. Источник

10 легендарных жевательных резинок 90-х

Удивительно, но факт: люди готовы платить огромные деньги за то, чтобы вновь ощутить «тот самый» вкус и аромат жевательных резинок, продававшихся в 90-е годы. Еще бы, ведь каждому человеку кажется, что в детстве все было вкуснее. К тому же, отсутствие карманных денег тогда делало запретный плод еще более сладким. Мы вспомнили 10 жевательных резинок, которые входят в культурный код каждого, кто вырос в 90-е годы.

1. Donald

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоОсобенностью «Дональда» были вкладыши с комиксами про знаменитого диснеевского утенка

Эта жвачка попала на рынок СССР уже в середине 80-х. По легенде, чаще всего она распространялась нелегально через цыган, которые продавали Donald детворе за рубль – огромные по тем временам деньги. Особенностью «Дональда» были вкладыши с комиксами про знаменитого диснеевского утенка (в то время в Союзе почти неизвестного).

Именно вкладыши от этой жвачки ценились больше всего среди детей. Обязаны же советские дети столь важной частицей своего детства голландской компании Maple Leaf, которая договорилась в 60-е годы с Disney об использовании логотипа и героев мультфильмов для вкладышей жевательной резинки, выпускавшейся вплоть до конца 80-х.

Последние «Дональды» произведены в 1989 году в декабре и продавались в Союзе вплоть до истечения срока годности — 1992-1993 года. В 90-е компания перешла на выпуск модных в то время жвачек-драже.

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоПоследние «Дональды» произведены в 1989 году

К середине 1990-х Maple Leaf, переживая кризис, попыталась перевыпустить «Дональда» с другими вкладышами и обертками. Но успеха это не принесло. Тем не менее сами жвачки выпускались до середины 90-х в Китае, Турции и Польше на легальной и нелегальной основе. К концу 90-х компания Maple Leaf прекратила свое существование.

2. Donald Duck

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоDonald Duck ценился среди подростков куда меньше, чем «Дональд» от Maple Leaf

Donald Duck ценился среди подростков куда меньше, чем «Дональд» от Maple Leaf. Младшее же поколение, скорее всего, помнит лишь «Дональда Дака» от Candy Team (Дания), которого в просторечии называли «маленькой головой».

Вместо вкладышей у этой жвачки были «переводилки» – детские переводные татуировки. «Дональд Дак» появилась на рынке в середине 1980-х и выпускалась 10 лет.

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоВместо вкладышей у этой жвачки были «переводилки» – детские переводные татуировки

Было выпущено много серий этой жвачки, пытались выйти и на зарубежные рынки. Например, в Бразилии жвачка вышла с названием Pato Donald. Информация об этом есть тут.

3. Turbo 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоВкладыши Turbo с фотографиями автомобилей или мотоциклов до сих пор являются объектами маниакального коллекционирования

Одну из самых популярных жевательных резинок в 90-е годы в России производила турецкая компания Kent Gida. Выпуск Turbo начался еще в середине 80-х. Первые серии были со вкусом персика, позднее появились и другие фруктовые отдушки. Вкладыши Turbo с фотографиями автомобилей или мотоциклов до сих пор являются объектами маниакального коллекционирования.

Самая первая серия вкладышей «Турбо» является одной из самых дорогих — стоимость вкладыша может доходить до $250 в зависимости от состояния и номера экземпляра.

С середины 90-х жевательная резинка Turbo стала производиться в трех вариантах – Turbo Super, Turbo Classic и Turbo Sport, различающихся типами автомобилей на вкладышах (современные, ретро и спортивные). Примечательно, что в названии модели транспортного средства очень часто встречались фактические ошибки. Всего было выпущено 1620 вкладышей Turbo в 11 сериях. Производство оригинальной жвачки от Kent прекратилось в 2007 году.

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоС середины 90-х жевательная резинка Turbo стала производиться в трех вариантах – Turbo Super, Turbo Classic и Turbo Sport

Самая 1 серия Turbo Kent была выпущена в 1986 году. На территории СССР эта жвачка не была распространена, основные продажи были на территории Болгарии и Чехии. 1 серия с номерами 1-50 является одним из самых дорогих направлений в собирательстве вкладышей. В зависимости от номера, состояния вкладыша, стоимость экземпляра может достигать 200$

4. Bombibom 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоМногие запомнили первый выпуск, который попал на рынки СССР в 1991 году

Еще одна турецкая жвачка производства компании Baycan Gida, которая выпускалась лишь в 90-е годы. В народе многие ее называли попросту «бомба». Чаще всего можно было наткнуться на Bombibom co вкусом шоколада, дыни, яблока или мяты. Квадратные вкладыши Bombibom так же, как и вкладыши Turbo, были с фотографиями различных марок автомобилей.

Многие запомнили первый выпуск, который попал на рынки СССР в 1991 году. Он имел дынный вкус, и хорошо надувался.

5. Tipitip 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео«Типи Тип» начал выпускаться в Турции в середине 70-х

Многие до сих пор помнят и любят этого человечка с длинным носом, чудаковатым галстуком-бабочкой и большими очками. Вкладыши с комиксами про его похождения ценились среди детей довольно высоко (правда, к сожалению, лишь немногие знали турецкий язык). В СССР жвачка попала в середине 80-х годов и выпускалась вплоть до конца 90-х.

«Типи Тип» начал выпускаться в Турции в середине 70-х. Героя придумал турецкий карикатурист Bülent Arabacıoğlu.

6. Bazooka

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоBazooka — одна из первых жевательных резинок, появившихся в Америке.

Bazooka — одна из первых жевательных резинок, появившихся в Америке. Жвачки этого бренда возникли в продаже сразу после Второй Мировой войны, и стали очень популярными.

Bazooka официально никогда не поставлялась в Россию, так что чаще всего любителям сладкого ее привозили зажиточные друзья из США. В каждой жвачке был вкладыш с комиксом о герое Bazooka Joe.

Стоит заметить, что эта жвачка сейчас выпускается во всевозможных вариациях почти по всему миру.

7. Cola 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоЖевательная резинка Cola со вкусом колы от датского производителя Dand

Жевательная резинка Cola со вкусом колы от датского производителя Dandy была достаточно редкой еще в те времена. Многие коллекционеры охотятся за ней. Существовало два варианта обёртки — с крышечкой и без неё.

8. Final 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоПоклонникам футбола во всех смыслах пришлась по вкусу жвачка Final

Поклонникам футбола во всех смыслах пришлась по вкусу жвачка Final, на вкладышах которой были фотографии популярных в то время футболистов. Производила Final турецкая компания Ulker с середины 80-х на протяжении 10 лет.

9. Boomer 

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видеоДиапазон вкусов у «Бумера» был довольно большой – от клубники до кока-колы

Кто не помнит этого супергероя из Испании — c пластичными резиновыми конечностями, способного дотянуться ими до падающих в пропасть детей и других интересных вещей?

Именно из этой жевательной резинки удавались самые большие пузыри.

Диапазон вкусов у «Бумера» был довольно большой – от клубники до кока-колы. А на вопрос, связано ли название этой жвачки с народным именованием определенной марки автомобиля, пусть отвечают специалисты-филологи.

Сегодня жевательная резинка Boomer тоже выпускается в некоторых странах. Возможно, она однажды вернётся на рынки нашей страны, переполненные различными Орбитами и Диролами.

10. Отечественная жвачка

История появления жвачки в СССР: новая американская мода — обзор легендарных жевачек 90х годов, фото и видео

Изначально в СССР жвачка была под запретом, считаясь непременным атрибутом буржуазного образа жизни. К тому же, существовал миф, что жвачка опасна для здоровья. Но за пару лет до Олимпиады-80, руководство страны, видимо, все-таки решило, что иностранные болельщики и спортсмены могут придти к выводу, что в отсталом Советском Союзе попросту не умеют делать этот популярный на Западе продукт.

Так в СССР стала выпускаться жвачка с логотипом Олимпиады. К 1983 году выпуск жвачки освоили практически все крупные города СССР. Сейчас известно не меньше 250 разных обёрток от советской жвачки!

Самой же популярной отечественной жевательной резинкой в 90-е годы была продукция, выпускаемая Московской фабрикой «Рот-Фронт».

Хоть советские жвачки и не выделялась особым вкусом и качеством резиновой gum-базы, именно начало производства этого пищевого продукта в СССР сделало популярным коллекционирование «фантиков» среди школьников и других ценителей.

Сейчас встретить нетронутую, нераспакованную жвачку достаточно трудно, и стоимость таких экземпляров может доходить до 10000 руб. и выше среди коллекционеров. Источник