Реальный риск для Соединенных Штатов присутствия Китая на Кубе

Реальный риск для Соединенных Штатов присутствия Китая на Кубе

Расширение сбора разведывательных данных Китаем и новое военное присутствие на Кубе показывают, что Пекину просто больше нет дела до того, что думают США. The Wall Street Journal сообщила в этом месяце, что Китайская Народная Республика вложила значительные средства в испытывающую нехватку денежных средств Кубу в обмен на доступ к объекту сбора электронной разведывательной информации (ELINT) и заключила соглашение об обучении китайских солдат на северной стороне острова.

Эти события были встречены в Вашингтоне с большой озабоченностью, особенно в связи со стратегической угрозой, которую представляет присутствие КНР в регионе. История Китая по сбору разведывательных данных о США через Кубу восходит к 1999 году, когда Куба предоставила КНР доступ к объектам в Бежукале, городе к югу от столицы, ранее находившемся в ведении Советского Союза, для сбора разведданных о Соединенных Штатах. Совсем недавно ответ администрации Байдена на сообщение WSJ подтвердил, что китайцы действительно какое-то время управляли разведывательным центром на Кубе, но модернизировали его только в 2019 году. Это противоречило заявлению пресс-секретаря президента Джона Кирби о «строительстве» базы Китаем.

Однако оставалось неясным, сколько именно денег КНР вложила в модернизацию 2019 года и была ли она включена в реструктуризацию долга и инвестиционные кредиты, предоставленные КНР Кубе в ноябре прошлого года. Напротив, возможная ротация военнослужащих Народно-освободительной армии (НОАК) через остров для обучения пересекает небольшой, но важный порог по сравнению с продолжительным китайским военным присутствием вблизи материковой части США. Оба события демонстрируют повышенную склонность как Кубы, так и КНР идти на риск посредством военных инициатив, явно ориентированных против США, таким образом, что можно предположить, что они готовы пойти на аналогичный риск и в других областях. Это имеет серьезные последствия для Соединенных Штатов, требуя соответствующего и тщательно продуманного ответа Вашингтона как на текущие, так и на будущие события с участием обеих сторон.

В случае с Кубой готовность правительства противостоять военным угрозам Соединенным Штатам оставалась неизменной после ракетного кризиса 1962 года. При этом готовность режима разрешить военные операции КНР на острове с дополнительным риском того, что они могут быть обнаружены контрразведкой США, в еще большей степени подчеркивает нуждаемость режима в отношении ресурсов на фоне все более острой нехватки продовольствия, топлива и медикаментов, что спровоцировало растущий исход беженцев с острова и разрозненные протесты, которые вынудили правительство временно отключить интернет.

Куба — бедная страна, торгующая дешевыми товарами, чтобы импортировать промышленную продукцию. Она экспортирует сахар, табак и никель в Китай; Китай продает на Кубу технику, электронику и лекарства. Такое положение согласуется с поведением кубинского правительства в отношении дефицита, например, предлагая российским инвесторам заметные налоговые льготы, долгосрочную аренду земли и варианты репатриации прибыли в обмен на инвестиции, направленные на устранение дефицита в стране в сфере поставок нефти, рома и производства продуктов питания.

Что касается КНР, то ее готовность разместить в непосредственной близости от континентальной части Соединенных Штатов военные силы, направленные против США, как для сбора разведданных, так и для обучения, является резким отходом от в остальном сдержанных военных действий КНР в регионе. Предыдущие военные действия КНР в регионе неизменно были сосредоточены на посещении госпитальных кораблей, участии в миротворческих силах Организации Объединенных Наций на Гаити (МООНСГ), обучении и профессиональном военном обмене, а также посещениях различных учреждений.

Даже если присутствие электронной разведки НОАК на Кубе не является чем-то новым, обновление 2019 года вызывает тревогу у Соединенных Штатов, что может быть отчасти шагом, подкрепленным растущей военной мощью и уверенностью правительства Си Цзиньпина, а также ростом военной напряженности в отношениях с США. Это предполагает растущую готовность НОАК проводить военные операции против Соединенных Штатов в Западном полушарии, что, несомненно, приведет к переоценке ее безопасности, контактов между людьми и коммерческой деятельности в регионе.

Присутствие НОАК постоянно расширяется. Разведывательные операции в Бежукале, вероятно, не меняют правила игры с точки зрения возможностей. Однако они представляют собой опасное дополнение к расширяющемуся набору других операций КНР, которые можно использовать против Соединенных Штатов как в мирное, так и в военное время. К ним относятся многочисленные китайские коммерческие объекты вблизи берегов США, от управляемых Hutchinson портов в Мексике, Багамах и Панаме до сотен коммерческих объектов, принадлежащих КНР, в Мексике, Центральной Америке и Карибском бассейне, которые можно было бы использовать для «размещения» вооруженных сил КНР или, по крайней мере, персонала Министерства государственной безопасности.

Варианты использования КНР против Соединенных Штатов также включают в себя многочисленных латиноамериканских военных, полицейских и других правительственных чиновников, которые регулярно посещают материковый Китай для «дипломатии между людьми», некоторые из которых могут быть использованы для предоставления информации китайским властям, или быть отмечены ими как друзья или «оплачиваемые консультанты». Как видно из практики «полицейских участков» КНР, другие варианты включают этнических китайцев в регионе, которых КНР может склонить к сотрудничеству в интересах семейных связей. Кроме того, возможности КНР также могут быть дополнены возможностями кубинской разведки и других антиамериканских режимов с персоналом как в Соединенных Штатах, так и во всем регионе.

Помимо своих объектов и возможностей человеческой разведки, КНР также имеет возможность собирать данные, имеющие отношение к безопасности США в регионе, благодаря своему обширному и расширяющемуся цифровому присутствию там. Это связано с тем, что любая китайская компания, работающая в Соединенных Штатах, в соответствии с Законом КНР о национальной разведке 2017 года обязана передавать КНР любые данные, которые могут иметь отношение к безопасности. Некоторые из этих архитектур, такие как Huawei, ZTE, Xiaomi, Oppo и другие в телекоммуникационной инфраструктуре региона, могут использовать уязвимые данные против правительственных чиновников и политических организаций Латинской Америки. Например, Huawei использует облачные вычисления, а также «Умные» и «Безопасные города», в которых используется технология наблюдения. Известно, что приложение Didi Chuxing собирает данные о поездках своих пользователей. Это лишь несколько примеров китайских компаний, работающих в регионе и имеющих дело с конфиденциальными данными, которые могут быть использованы.

В случае войны между Соединенными Штатами и Китаем из-за Тайваня антиамериканские страны, близкие к Соединенным Штатам, такие как Куба, Венесуэла и Никарагуа, вероятно, окажутся слишком уязвимыми для НОАК, чтобы разместить в них традиционные силы, такие как самолеты и корабли для нападения на США. Тем не менее, Куба и другие подобные страны могли бы служить ключевыми плацдармами, откуда китайцы могли бы наблюдать и нарушать потоки развертывания и поддержки США, наряду с другими критически важными военными операциями, которые подвергли бы риску Соединенные Штаты и их союзников. Наличие управляемого Китаем объекта электронной разведки, и развертывание на острове учебной операции НОАК, безусловно, помогут КНР создать благоприятные условия для противодействия США.

Хотя верно то, что Соединенные Штаты и другие демократические государства проводят операции в международных водах и воздушном пространстве в соответствии с принципом свободы судоходства (FONOP), Соединенные Штаты не могут просто мириться с наличием в 100 милях от своего берега объекта по сбору разведывательных данных, которым управляет их главный геополитический соперник. Такие акты шпионажа выходят за рамки простой характеристики того, «что делают соперники», и должны быть встречены ответом.

Помимо нанесения военных ударов или принятия других крайних мер, которые, в конечном итоге, были бы контрпродуктивными для отношений с регионом, Соединенные Штаты, скорее всего, не могут ни убедить, ни принудить Кубу и КНР к отказу от их военного сотрудничества, ориентированного против США. Однако это не должно помешать Соединенным Штатам использовать все другие доступные средства для оказания давления и изоляции кубинского режима и Китая. Это помогло бы ограничить возможность расширения как сбора разведывательных данных против США, так и других возможностей в других местах. Это также убедительно сигнализировало бы другим, что Соединенные Штаты подводят черту и получают высокую цену за явное сотрудничество с соперниками из других полушарий способами, которые угрожают безопасности США.

Эван ЭЛЛИС