Мигранты атакуют: Диаспоры диктуют свои права

Мигранты атакуют: Диаспоры диктуют свои права

Приезжая в другую страну мигранты стараются воспроизвести схемы поведения, по которым они жили у себя на родине.

Они выстраивают старую жизнь на новой земле отчасти из-за консерватизма свойственного людям – всегда так делали, наши деды жили и ничего; отчасти из-за того, что старые схемы неплохо работали и в новых условиях. Характерный пример это сицилийская мафия, пустившая в США невероятно мощные корни. Приехав в США сицилийцы действовали привычными способами — не только сшибали деньгу на рынках ходя в роскошных белых пальто, но и подкупали полицию, внедряли в госаппарат своих людей, сращиваясь таким образом с государством получая через этот симбиоз новые, более широкие возможности, например, проникновение в профсоюзы и возможность красть из их фондов, а благодаря своим людям на верху мафия успешно имела государство посредством расхищения денег на строительные подряды. Это позволяло им стать квазигосударство аналогичное тому, что было на Сицилии, обладающее возможностью решать проблемы членов итальянской общины, поэтому начальная сцена в первой части «Крестного отца» когда гробовщик приходит к мафиозному главарю с просьбой наказать насильников его дочки,  отражает реалии того времени – итальянские мигранты искали справедливости у мафии а не у полиции, ибо мафия обладала не только силой и способностью решать проблемы людей, но и по причине отсутствия бюрократического аппарата (мафиозо не нужно выписывать наряды на рэкет, или составлять смету на ликвидацию ) решала задачу быстро

В РФ все происходит точно также, мигранты из Средней Азии и Кавказа (как из Северного, так и из Закавказья) приезжая в Россию начинают выстраивать свою жизнь по привычным лекалам. В их родных странах, чаще всего жизнь регулирует не уполномоченные государством люди, а главы кланов, обладающие официальным или неофициальным положением. Подробнее о тонкостях жизни клановых обществ Кавказа и Средней Азии см. в ссылках, если охарактеризовать суть кланового общества в двух словах, то можно сказать что в нём, интересы семьи стоят на первом месте и все путают свою шерсть с государственной, это выражается в том, что даже в успешных странах, демонстрирующих экономический рост, казна государства служит правящей семье – например в Саудовской Аравии ВВП оценивается в 1 трлн долл, а совокупное богатство всей правящей семьи аль-​Сауд размер которой поболее дивизии составляет, данные разумеется приблизительные ибо все что касается дебета и кредита королевской семьи засекречено, от 1 трлн. долл. до 1,4 трлн. долл, все эти деньги используемые для содержания гаремов, покупки недвижимости, строительства дворцов, приобретения дорогих машин и прочих товаров и услуг, были изъяты из государственного бюджета.

Самый сильный клан стоит во главе государства и о нем знают во всем мире, а вот о тех что поменьше, ведают не только лишь все, они скромно имеют свои местечковые делянки, которые окучивают. Это выражается в том, что жители города или деревни понимают, что в случае чего (занять денег, попросить разобраться в непонятках) надо идти не в милицию или к депутату, а к авторитетному человеку заправляющему данной территорией (а если у человека проблемы на чужой земле, то принцип остается старым – надо найти приятеля друга, или родственника приятеля или знакомого одноклассника – т.е. своеобразного эмиссара с родины, с которым можно обкашлять вопрос, поэтому, даже на чужой земле человек взаимодействует со своими людьми, а не с посторонними). Впрочем, одно другому не мешает и авторитет вполне может работать милиционером или депутатом, но иногда может им и не быть, но при этом легитимные власти ходят перед ним на цыпочках.

Соответственно мигранты из Азии и Кавказа формируют в РФ аналоги тех самых структур кланового общества, которые и привычны им, и которые, с их точки зрения довольно эффективно работают. В главах кланов, тейпов, семей, приезжие видят реальную власть, тогда как в государстве – лишь придаток к ней. Все это происходит не за один день — в течении многих лет люди создают закрытые общины, со своими правилами бытия, законами, распорядками, которые местами не включают в себя нормы поведения принимающей стороны (автор был свидетелем того, как члены таджикской диаспоры совершали покупку квартиры друг у друга с неполными комплектами документов, так как у них (таджиков) существовали свои способы удостоверится в честности продавца недвижимости, т.е. сделки по купле –продаже проходили и по правилам РФ, и по правилам диаспоры). Лидеров этнических групп либо импортируют с родины, либо кадры выращивают на месте.

В общем-​то подобная практика, когда государство отдает заботу о мигрантах на откуп своим же соотечественникам, которые, управляют ими и подменяют таким образом легальные власти не лишена смысла, поскольку значительно облегчает работу для властей. Издержки такого подхода заключаются в том, обдирать мигрантов становится сложнее, ибо их уже и так обдирают свои братья, уменьшая таким образом ресурсную базу. Из плюсов – это спокойствие, о разборках китайцев в центре Москвы или Владивостока никто не слышал и это результат эффективного контроля диаспоры над своими собратьями. Но есть нюанс, государство сможет держать в кулаке все этнические группы только если будет иметь силы настучать по башке любому зарвавшемуся члену или главе диаспоры, захотевшему положить болт на интересы РФ. Если же, страна не может контролировать приезжих то это неизбежно приведет к выстраиванию последними полностью параллельного государства.

Но в любом случае спокойной жизни никогда не будет так как, эти две структуры постоянно искрят между собой, по причине того, что имеют противоположенные устремления – ситуация в некотором роде схожа с отношением между государством и корпорациями, корпорация постоянно бегает от налоговиков не желая платить оброк, а те пытаются загнать её в угол дабы вытрясти побольше. Примерно также взаимодействуют власти и мигранты: квазигосударству от принимающей страны хочется получать больше денег, а отдавать меньше, и чтобы его оставили в покое; естественно государство не может на это пойти, ему требуется влезть по самые уши в дела этой структуры для лучшего контроля над ней. Это необходимо не только для более продуктивного  высасывания бабла из диаспор, но и для предотвращения конфликтов между местными и мигрантами, которые могут возникнуть например из-за того что обычаи принимающей стороны не монтируются с ритуалами приезжих, соответственно государству надо запретить этнической группе совершать те или иные действия, в противном случае, если государство забьет на эту проблему, то все может кончиться тем, что забивать друг друга начнут приезжие и местные.

Т.о. их сосуществование становится похожим на постоянное перетягивание каната, когда этнические организации пытаются оттянуть на себя побольше функций государства, а государство старается надавать им за это по щупальцам. Такое равновесие может продолжаться десятилетиями, как Коза Ностра в США , но не вечно, ибо столкновение между ними неизбежно – в какой-​то момент кто-​то захочет захапать слишком много и другому это не понравится. Поэтому факт того, что приезжие в РФ выстраивают в стране привычный им образ жизни, помогающий адаптироваться и процветать в стране-​хозяйке это не чисто российское явление, так происходит во всех странах, являющихся центром притяжения для рабочей силы. Другое дело, на сколько плотно государство следит за мигрантами, дабы приехавшие не набрались сил и не стали его подменять. В странах Персидского Залива, например, с этим очень строго, так создали практически рабовладельческую систему по эксплуатации индусов, пакистанцев и прочих филиппинцев, лишь слегка припорошив ее демократической пылью (подробнее см. статью «Кафала — темная сторона жизни стран Персидского Залива». Из-за чего приезжие там ведут себя тише воды ниже травы. В США другой подход, мигранты вполне успешно выстраивают свои собственные квазигосударства, но при этом матушка-​Америка не позволяет им зайти слишком далеко — итальянцам в итоге надавали по щам, нет, мафия там по-​прежнему бессмертна, но для выживания ей пришлось сильно ужаться.

Трудно оценить мощь квазигосударства (вернее квазигосударств, ведь диаспор в РФ не одна и даже не две) мигрантов в РФ, в инете есть только приблизительные подсчеты, на основании которых трудно делать какие-​то предположения. По косвенным данным нелегальный и не криминальный сектор экономики составляет в зависимости от сферы деятельности от 25% до 40% (20 трлн. рублей по оценке 2019 года). Сфера интересов диаспор безгранична: оформление медкнижек, получение лицензии таксиста, регистрации, гражданства, ОСАГО, обнал маткапитала для имеющих российское жительство. Оформление проводится на легальной (через своих людей в госаппарате) или на нелегальной основе (подделка документов). Всё это служит интересам огромной армия рабочих чьи зарплаты зачастую проходят мимо государства.

Работа властей РФ с диаспорами ведется ситуативно, в начале СВО попробовали заманить приезжих на службу пообещав им ускоренное гражданство, но это, пожалуй, первая очень конкретная и четкая мера демонстрирующая желание государства наладить контроль над жизнью диаспор. (В мае 23 г. появилась информация что готовят законопроект который позволит призывать мигрантов, приобретших российское гражданство, при этом автор проекта оговаривается что мигрантов не должно быть более 2-3 на взвод, дабы не появлялось землячеств). В остальном, бытие Джамшуда или Ахмеда, оставлено на откуп его соплеменников, из-за чего диаспора все больше окукливается внутри себя, замыкается и отчуждается от принимаемой страны. Что естественно ведет к чему-​то очень нехорошему, об этом нехорошем уже не раз и не два сказал Бастрыкин (см. ссылки на его выступления)

Источник