Storm Shadow в распоряжении российских специалистов. Что внутри?
Утром 4 июля российские и зарубежные военно-технические порталы заполонили фото крупных элементов планера и начинки британской малозаметной тактической крылатой ракеты Storm Shadow, перехваченной российскими зенитно-ракетными средствами на бердянском операционном направлении.
Судя по минимальным повреждениям фюзеляжа и излому в центральной части корпуса, Storm Shadow была перехвачена либо лёгкой высокоскоростной боевой ступенью зенитной ракеты 57Э6 (с боевой частью весом 20 кг) зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1/СМ», либо перспективной ЗУР 9М338К (РЗВ-МД) войскового ЗРК «Тор-М2У».
Появление данного фото, отснятого бойцами отряда «Кубань/Барс-11» на запорожском фронте, указывает на тот факт, что взводам и батареям ЗРПК «Панцирь-С1/СМ» и «Тор-М2У» на данном ракетоопасном направлении наконец-то были приданы перспективные радиолокационные обнаружители низко-/средневысотного режимов 48Я6-К1 «Подлёт-К1», способные на удалении порядка 25—30 км обнаруживать британские Storm Shadow c ЭОП 0,01 кв. м и выдавать целеуказание на УБКП «Ранжир-М», а также на терминалы боевых расчётов ЗРПК «Панцирь-С1». Это нивелировало недостаточный энергетический потенциал обнаружителей ЗРК «Тор-М2У», а также радаров обнаружения РЛМ СОЦ комплексов «Панцирь-С1», резко сократив их время реакции, необходимое для взятия британских ракет на автосопровождение, захват и начало перехвата. Прежние организационно-технические ошибки были исправлены.
Но самым интересным нюансом в данном случае является практически полное сохранение критической элементной базы бортового радиоэлектронного оборудования перехваченной ракеты Storm Shadow. В частности, в сохранности остались:
инерциально-навигационный блок ракеты, модуль GPS-коррекции (вместе с помехозащищённой антенной с узкой диаграммой направленности и экранированием нижней полусферы) и инфракрасный датчик корреляции и наведения на терминальном участке траектории;
контроллер селекции целей по инфракрасному портрету, фиксируемому ИК-датчиком, начиная с дистанции порядка 20—15 км от целей (в зависимости от размера и тепловой сигнатуры);
контроллеры питания БРЭО и батарея ракеты;
цифровой контур подачи топлива в турбореактивный двигатель Turbomeca Microturbo TRI 60—30;
а также конструктивные особенности экранирования интегрированной в хвостовую часть мотогондолы двигателя.
Анализ специалистами ЦНИИ ВВКО и ряда оборонных концернов России особенностей конструкции, коэффициента усиления помехозащищённой GPS-антенны в том или ином угле диаграммы направленности позволит определить уровень помехозащищённости изделия при помеховом воздействии отечественными комплексами радиоэлектронного противодействия как ненаправленного, так и направленного действия. В итоге это может послужить отличным подспорьем в разработке новых модификаций средств РЭБ наземного и (предпочтительней) воздушного базирования, охватывающих частотные диапазоны 1 575,42 МГц (L1) и 1 227,6 МГц (L2).
Анализ типа и поколения матричного фотоприёмника инфракрасного датчика корреляции и наведения на терминальном участке траектории, а также определения его рабочего диапазона (средне- или длинноволнового диапазонов 3—5 и 8—12 мкм соответственно) позволит определить эффективную дальность его работы по теплоконтрастным целям в условиях высокой запылённости и задымлённости атмосферы, а также в условиях нагретой подстилающей поверхности, когда целевой объект почти не контрастирует на фоне окружающей среды. В частности, в сложных метеоуслових и задымлённой атмосфере проницаемость ИК-волн в диапазоне 8—12 мкм гораздо выше, нежели в диапазоне 3—5 мкм.
Что же касается средневолнового ИК-диапазона (3—5 мкм), то он более приемлем для обнаружения, селекции и захвата низкоконтрастных теплоизлучающих целей в благоприятной метеорологической ситуации. Вполне вероятно, что инфракрасные модули терминальной корреляции и наведения ракет Storm Shadow являются биспектральными для более устойчивой селекции на фоне естественных и искусственных оптико-электронных помех. Для противодействия подобным датчикам наведения потребуется прикрытие целевых объектов специализированными турельными лазерно-лучевыми модулями оптико-электронного противодействия, выводящими из строя фотоприёмники ИК-датчиков.
Речь может идти о наземных модификациях воздушных бортовых комплексов оптико-электронного противодействия 101КС-О, размещаемых на многофункциональных истребителях Су-57, а также аналогичных по принципу действия турельных модулях, входящих в состав комплексов бортовой обороны Л-370 «Витебск».
Более того, сохранившиеся элементы планера с крылом, представленные радиопоглощающими материалами, могут быть размещены в безэховой камере, что позволит ещё более точно определить эффективную отражающую поверхность изделия с различных ракурсов облучения и в различных диапазонах волн, соответствующих тем или иным радиолокационным комплексам, входящим в состав ЗРК войсковой ПВО и ВКС России.
Источник