Зеленский с «грязной бомбой» не лучше обезьяны с гранатой
Нынешний украинский режим даже не пытается скрывать, что сильно сожалеет о безъядерном статусе. Но у Киева ещё остаются ЗАЭСые электростанции, терактами на которых можно держать в напряжении весь мир.
Это тот самый случай, когда на безрыбье и рак рыба: добиться к саммиту НАТО в Вильнюсе результатов на поле боя не удалось, так киевский режим стал активно разыгрывать интригу вокруг Запорожской АЭС. Причём вариант, похоже, беспроигрышный. Например, есть информация, что ВСУ могут использовать ОТРК «Точка-У» с боеголовкой в виде «грязной бомбы» или ударить по хранилищу радиоактивных материалов, а потом заявить, будто это русские — дескать, что взять с ядерных террористов? — взорвали ЗАЭС. И сразу же появляется повод ввести на Украину международные силы…
Если бы российская армия отступала по всем фронтам, такой вариант, правда исключительно в отмороженных головах, ещё можно было бы рассмотреть. Но события на линии боевого соприкосновения развиваются абсолютно иначе, и как раз Украине выгодно взорвать ситуацию, чтобы сгладить впечатление от неудавшегося «контрнаступа» и наконец-то вживую втянуть вооружённые силы альянса в войну.
Безумие? Абсолютное! И, наверное, в Европе отлично понимают, чем может обернуться уже для них ядерный Апокалипсис, пусть даже и не критической мощности. Но тут сами виноваты и пенять не на кого, потому что киевский «режим из пробирки» — их же рук дело. И ничего другого из неонацизма, приправленного дремучей русофобией, в принципе получиться не могло. Кстати, Владимир Зеленский и присные не первый раз пытаются разыграть ядерную карту.
Вторая попытка
После интервью президента Украины Владимира Зеленского американскому телеканалу NBC News начался новый этап кризиса вокруг Запорожской атомной электростанции. Именно тогда он заявил, будто Россия намерена взорвать Запорожскую АЭС — якобы для того, чтобы надавить на мировое сообщество и добиться прекращения конфликта на выгодных для себя условиях.
На первый взгляд, логики в этих заявлениях не просматривается, однако стоит напомнить предыдущие события. Ещё в июле 2022 года ВСУ нанесли удар по территории Запорожской АЭС — сначала дронами, потом артиллерией. После обстрела 5 августа на одном из энергоблоков сработала аварийная защита, и он был отключен. Но самое примечательное, что европейские политики активно подключились к этой игре. Так, главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель и комиссар по энергетике ЕС Кадри Симсон буквально в один голос заговорили о том, что российская спецоперация якобы «ставит под угрозу ядерную безопасность» и призвали вернуть украинским властям контроль над Запорожской АЭС, поскольку, по информации украинской стороны, российские военные «готовы взорвать электростанцию в любое время». При этом надо уточнить, что словесная вакханалия разразилась после того, как ВСУ не удалось взять ЗАЭС с боем.
Естественно, Россия инициировала экстренное заседание совета безопасности ООН, на котором гендиректор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил, что «немедленная угроза ядерной безопасности отсутствует». Но от него, скорее всего, ждали совсем других слов. А уже потом выяснилось, что вся канитель вокруг ЗАЭС, затеянная Киевом и Западом, — информационное обеспечение подготовки к вооружённому захвату атомной электростанции, которая и была предпринята.
Попытка не удалась, и сразу всё стихло, будто и не было ничего. Тогда украинская сторона предприняла все усилия, чтобы замолчать инцидент (кто же рекламирует неудачи?), но спустя полгода британское издание Times рассказало, что в ночь на 19 октября 2022 года около 600 украинских военнослужащих, задействовав более 30 судов, пытались с боем высадиться в районе электростанции. Однако российская армия встретила десант ещё на подходе. А Минобороны РФ подвело итог этой авантюры: в ходе боестолкновения украинская сторона потеряла более 90 военнослужащих и 14 лодок, а «остатки десанта артиллерийским огнём были рассеяны в акватории Каховского водохранилища».
Фабрика страха
Поскольку украинский президент сделал скандальное заявление на американском телевидении, нетрудно догадаться, что и сейчас риторика насчёт угрозы взрыва на ЗАЭС вновь адресована западной публике. Однако на этот раз ситуация зашла слишком уж далеко. 22 июня, обращаясь к украинцам и «всему миру» Владимир Зеленский заявил, будто бы к «теракту с выбросом радиации уже всё подготовлено — такой сценарий обсуждается властями России».
Ну, а «технические детали» осветил руководитель Главного управления разведки Украины Кирилл Буданов: дескать, Россия заминировала пруд-охладитель Запорожской АЭС. «Если они выведут его из строя путём подрыва, будет большая вероятность того, что возникнут значительные проблемы», — заявил главный украинский разведчик. Но намеренно не стал уточнять, что подрыв пруда-охладителя атомной электростанции не приведёт к немедленному выбросу радиации, так как энергоблоки находятся в режиме холодного останова.
Но что-то опять пошло не так на информационном фронте: буквально по горячим следам пресс-служба МАГАТЭ заявила, что минирование российской стороной пруда-охладителя Запорожской АЭС не соответствует действительности. «Во время посещения генеральным директором мин на объекте, в том числе в пруду-охладителе, обнаружено не было», говорилось в заявлении. При этом было отмечено, что МАГАТЭ известно об установке мин «за пределами периметра станции». Но здесь всё понятно, отметил руководитель организации Рафаэль Гросси, которому сотрудники службы безопасности станции разъяснили, что мины предназначены для оборонительных целей — на случай очередной попытки ВСУ высадить десант.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что слова президента Украины о том, что Москва якобы готовит теракт на Запорожской АЭС, являются очередной попыткой очернить нашу страну. По мнению Рябкова, приписывая России несуществующие намерения, Владимир Зеленский хочет прикрыть свои «преступные, террористические действия», которые представляют серьёзную угрозу для экологии, для населения обширных территорий. Ещё категоричнее высказался глава МИД России Сергей Лавров. Он охарактеризовал заявление украинского президента, как «бурный поток сознания». «Я не имею медицинского образования. Я не могу отвечать за психологическое состояние людей, которые многократно, ежедневно доказывают свою неадекватность», — резюмировал Сергей Лавров.
Но главная «зрада» пришла, откуда в Киеве и не ждали. Координатор по стратегическим коммуникациям Белого дома Джон Кирби, комментируя заявления украинских чиновников, весьма деликатно заметил: «Я не собираюсь вдаваться в конкретные разведданные. Как вы знаете, у нас есть возможность отслеживать радиоактивность вблизи станции, и мы не видели никаких признаков того, что эта угроза неминуема, но мы очень, очень внимательно следим за этим».
Но если короля, как известно, играет свита, то политику — пропаганда, нередко самого низкого пошиба. В отличие от прошлогодней информационной компании вокруг «теракта на ЗАЭС», серьёзная накачка истерии была предпринята в информационном пространстве самой Украины. И украинцы под воздействием многочисленных сообщений о возможности подрыва Запорожской АЭС, бросились скупать в аптеках йодид калия и другие препараты от радиации.
Ажиотаж был настолько нездоровым, что украинский Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности был вынужден выпустить срочное объявление о том, что нет причин употреблять таблетированные препараты йода или его растворы, это может лишь навредить человеческому организму. По сообщению центра, ни один негативный сценарий событий на Запорожской АЭС не требует проведения йодной профилактики, которая проводится для предотвращения поглощения щитовидной железой радиоактивных изотопов йода. А образуется радиоактивный йод только при условии работы энергоблока на мощности, тогда как энергоблоки Запорожской АЭС, как уже упоминалось, находятся в состоянии холодного останова.
Но что стоит слово медика против слова пропагандиста. Глава МВД Украины Дмитрий Клименко тут же выступил с разъяснением, что в случае радиационной аварии на Запорожской АЭС людям, при отсутствии эвакуации, необходимо запереться в домах, заклеить окна и вентиляцию скотчем и ожидать указаний государственных органов. И тут же неожиданно пообещал украинцам за два дня снизить радиационный фон на 80%. Ну что ж, видимо, МВД Украины — всесильная организация…
К провокации всё готово
Впрочем, анонсированный Зеленским подрыв Запорожской АЭС — не последняя напасть, которая обрушилась на украинцев из местных СМИ. Теперь в новостях их в очередной раз стращают возможным применением Россией тактического ядерного оружия. Объясняется это тем, что, якобы контрнаступление украинской армии вот-вот обрушит оборону российских войск и руководству России ничего не останется, как применить ядерное оружие — чтобы «спасти положение и заставить страны Запада надавить на Украину с целью заключения мирных договорённостей».
Рассматривая сложившуюся ситуацию, можно предположить несколько вариантов развития событий. К примеру, руководитель главного совета Военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов считает, что на фоне провала контрнаступления, Украина действительно может нанести по Запорожской АЭС ракетный удар, совершить теракт или попытаться захватить станцию, форсировав Днепр.
Однако, с учётом риторики украинской стороны, нельзя исключить вариант с имитацией ядерного взрыва на территории Украины. Тут стоит напомнить, что в апреле 2023 года газета New York Times сообщила о том, что США направили на Украину специальные датчики, которые могут обнаруживать выбросы радиации от ядерного оружия или грязной бомбы. Обслуживанием этих датчиков занимается некая «Группа аварийной ядерной поддержки», состоящая из учёных, техников и инженеров, работающих в администрации ядерной безопасности Министерства энергетики США.
Поэтому трудно надеяться, что показания этих датчиков будут абсолютно объективны.
Тем более, что в федеральный бюджет США на 2023 финансовый год уже заложено 126 миллионов долларов на устранение последствий «ядерного инцидента на территории Украины». Совокупность этих недвусмысленных обстоятельств говорит о том, что мы сейчас намного ближе к ядерной провокации на территории Украины, чем в 2022 году.