Россию провоцируют запретить транзит газа через Украину

Россию провоцируют запретить транзит газа через Украину

Несмотря на почти полтора года СВО и почти десять лет санкционной конфронтации, транзит российского газа в ЕС через Украину продолжает идти. Заинтересованы в этом, на самом деле, все три участника. Однако ситуация может измениться в любой момент. Газпром открыто предупреждает, что «Нафтогаз» напрашивается на введение санкций против него. Почему транзит до сих пор идет, и кто заинтересован в его прекращении?

Украинский «Нафтогаз» продолжает попытки организовать недобросовестные судебные разбирательства в отношении транзита российского газа в Европу, заявил глава Газпрома Алексей Миллер.

«Сам «Нафтогаз» под надуманными предлогами является нарушителем контрактных обязательств перед Газпромом. Так, «Нафтогаз» отказывается принимать российский газ в точке ввода «Сохрановка», но при этом требует оплату за его транзит», — заявил Алексей Миллер.

Нафтогаз подал многомиллиардный иск к России в американские суды, в случае продолжения таких действий могут быть введены санкции с российской стороны, и тогда «любые отношения российских компаний с Нафтогазом будут просто невозможны».

Все спорные вопросы по транзитному контракту должен решать Арбитраж в Швейцарии. Однако из-за антироссийских санкций Газпром потерял свое право на объективное разбирательство.

«Можно ли рассчитывать на справедливое и беспристрастное рассмотрение спора в Швейцарии, которая присоединилась к антироссийским санкциям? Может ли быть нейтральным право Швеции, которая стремится в это НАТО? Это риторические вопросы. В таких условиях Газпром считает, что арбитражное разбирательство нелегитимно и участие в процессе бессмысленно», — добавил Миллер.

Напомним, что по контракту Газпром должен прокачивать 45 млрд кубометров газа в год или 109,5 млн кубометров в сутки. Делал он это через два пункта – «Сохрановку» и «Суджа». В прошлом году Украина отказались принимать газ на пункте «Сохрановка», поэтому Газпром может поставлять ежесуточно порядка до 43 млн кубометров в сутки через «Суджа». Российская сторона платит Украине исходя из фактически поставленных объемов. Однако «Нафтогаз» обвиняет ее в нарушении контрактного условия «качай или плати», и требует оплачивать все равно как за поставку 109,5 млн кубов в сутки. Газпром считает, что это украинская сторона нарушила условия контакта, так как это она ограничила пункты сдачи газа в трубу. И из-за украинских ограничений Россия не может поставлять 109,5 млн кубов в сутки, а поставляет только 43 млн кубов.
По оценке Юшкова, в этом году транзита газа через Украину в годовом выражении может составить 20-25 млрд кубов вместо 45 млрд кубов, которые прописаны изначально в контракте.

«Это предупреждение Газпрома о том, что украинская компания ничего от него не получит. Во-первых, потому что Газпром не пойдет в арбитраж. Во-вторых, даже если арбитраж без нас что-то насчитает «Нафтогазу», то у Газпрома в Европе уже ничего нет. Украина опоздала, европейцы уже все, что было арестовали, например, немецкую дочку. Поэтому новых потерь Газпром не ждет. В-третьих, Газпром может попросить государство ввести санкции против газотранспортной системы Украины и самого «Нафтогаза», и тогда Газпром сможет перестать выполнять контракт и ему за это ничего не будет. Потому что в контракте прописано условие форс-мажора, и введение государством санкций – это форс-мажор. Любой арбитраж признает, что действия Газпрома по остановке транзита в этом случае были правомерны», — рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Украинский транзит российского газа в Европу продолжает идти, не смотря на геополитическое, санкционное и военное противостояние. Почему? Кто в этом заинтересован?

На самом деле, с экономической точки зрения в этом заинтересованы все три страны – участника этого транзита – Россия, Европа и сама Украина. Единственный, кто хочет обратного – это США, которые продавливают эту историю через Украину.

«Транзит, очевидно, и так висит на волоске, а «Нафтогаз» еще и специально раскачивает эту «лодочку». Думаю, это предупредительный выстрел в воздух, прежде всего, для европейцев, усилиями которых этот транзит все еще сохраняется», — говорит заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Для Украины потеря транзита невыгодна, так как, во-первых, она лишиться полностью живых денег от Газпрома. Оценочно речь может идти о 500 млн долларов в год, так как ранее Газпром платил 1,2 млрд долларов за транзит 45 млрд кубов, указывает Юшков.

«Во-вторых, газоснабжения самой Украина зависит от транзита российского газа. Украина отбирает из транзитной трубы столько газа, сколько ей надо для собственного потребления, и аналогичные объемы достает с западных месторождений газа и передает в Европу. То есть на входе на территорию Украины и на выходе с территории Украины — это не один и тот же газ, хотя объем одинаковый. Если транзит остановится, то Украине придется качать газ в обратном направлении с Запада, где его добывают, в центр и на восток. Это можно сделать, но это менее эффективная модель и на это потребуется время», — объясняет Юшков.

Европейца тоже не выгодно лишаться этих 20-25 млрд кубов российского газа в год. Потеря более существенных объемов российского газа в прошлом году уже приведи к негативным последствиям. Структура потребления газа и цены на него серьезно изменились. Европейская промышленность резко снизила потребление газа, и в ЕС начался процесс деиндустриализации. Цены на газ стали очень волатильны, и могут скакать резко в разные стороны. При этом, дополнительного свободного объема СПГ на рынке в самый пиковый отопительный сезон может не оказаться.

«Европейцы прекрасно понимают, что чем больше газа на европейском рынке, тем цены ниже и тем им выгоднее. Это сейчас еще европейские промышленники молчат и не высовываются. Но когда политическая ситуация изменится, то промышленность может начат лоббировать свои интересы с прагматичной и рациональной позиции», — говорит Юшков.

О том, что ЕС не хочет терять оставшиеся объемы российского газа говорит и тот факт, что Брюссель до сих пор не ввел санкции против него. Российская нефть, нефтепродукты и уголь уже давно под санкциями, а против газа они так и не были введены.

Для России сохранение этих объемов экспорта в 20-25 млрд кубов тоже будет нелишним. «Мы эти объемы никуда не перекинем. Можно лишь небольшие объемы перенаправить на «Турецкий поток», но речь о нескольких миллиардах кубов», — говорит Юшков.

«Что касается возможных потерь российской стороны, то в лоб их считать не выйдет. Во-первых, часть объемов, вероятно, можно перебросить на «Турецкий поток». Во-вторых,

сокращение притока газа в Европу, скорее всего, приведет к дополнительному скачку цен по сравнению с уровнем, который должен быть при наличии транзита через Украину, особенно предстоящей зимой. То есть, поставляя меньше, и Газпром, и бюджет могут получать больше», — рассуждает Гривач.

«Однако Украина не сможет устоять под давлением США, которые четко обозначили свою цель — убрать российские углеводороды с европейского рынка. Поэтому я думаю, что США все равно добьют эту историю и остановят украинский транзит. Это вопрос времени. Грубый сценарий – это повредить оставшийся газопровод. Более мягкий сценарий – спровоцировать Россию саму ввести санкции и остановить действие контакта», — считает Игорь Юшков.

Он ожидает, что еще одну зиму США дадут европейцам прожить с сохранением транзита через Украину, но в первом половине 2024 году его, скорее всего, остановят. Дожидаться окончания транзитного контракта в декабре 2024 году не будут.

«Думаю, что и на Украине, и на так называемом Западе есть силы, заинтересованные в эскалации конфликта. Транзитный вопрос может быть одним из инструментов. С другой стороны, транзит работает, несмотря на почти полтора года СВО и почти 10 лет прямой военной конфронтации», — заключает Гривач.

Ольга Самофалова