Мало было «АвтоВаза»: ещё один автозавод-гигант просуществовал ровно год и был продан с молотка в пять раз дешевле

Мало было "АвтоВаза": ещё один автозавод-гигант просуществовал ровно год и был продан с молотка в пять раз дешевле

Историю завода «Ставрополь-Авто» можно будет вписать в учебник (буде, он когда-нибудь написан) «хождения по граблям» российского автопрома. Построенный за 4 года (2013–2017) за 12 млрд рублей, он выпустил всего лишь 2,5 тыс. внедорожников Great Wall вместо запланированных 100 тыс. в год и, как говорится, почил в бозе.

После года работы конвейер замолчал навсегда, и в 2025 году комплекс продали (с шестой попытки) за 2,2 млрд рублей. Дешевле, чем стоимость некоторых московских ЖК. Эксперты называют три версии банкротства проекта, которые, на удивление, фактически однотипны в России и присутствуют во многих других подобных случаях.

Во-первых, финансовая пирамида: владелец Хаджи-Мурат Дерев (ныне в розыске) увёл средства в офшоры, а завод накопил долгов на 6 млрд рублей. Что удивительно, ровно столько, сколько обещал привнести в виде налогов.

Во-вторых, непосильные планы: локализация производства ограничилась лишь отверточной сборкой. Причём при росте продаж Kia и Hyundai рынок слабо отреагировал на китайские Hover H3.

В-третьих, имитация деятельности: даже арест активов в 2020 году не остановил собственника от попыток делать «хорошую мину при плохой игре»: выставленный на «Авито» завод продавали «под ключ», т.е. как работающий бизнес, хотя цеха зарастали бурьяном.

Всё-таки кое-кто «клюнул». Но не всё так просто. Покупатель, некто ИП Владимир Арустамов из Калмыкии, оказался подставным лицом. А реальный владелец — холдинг «Технодинамика» (входит в корпорацию Ростех) планирует поменять профиль и создать на месте завода индустриальный парк. Но судьба этого многострадального проекта — в тумане.

Ведь о возобновлении автопроизводства речи нет: оборудование устарело морально и физически. А реновация потребует ещё 3–4 млрд рублей, ибо нужны демонтаж конвейеров и замена коммуникаций. Да и проект «высокотехнологичных производств» существует лишь в презентациях. И ни одного инвестора пока так и не названо.

Характерно то, что параллельно с продажей данного завода на «Авито» продаются десятки аналогичных активов. Вот лишь некоторые из них.

  • Пятигорский эко-бизнес по переработке пластика за 4 млн рублей с заявленной прибылью в 400 тыс./месяц.
  • Казанское производство деревянных поддонов. Вместе с пилорамами и клиентской базой.
  • Кемеровский завод резиновой плитки с чистой прибылью 300 тыс./месяц.

Контраст показателен: пока гиганты вроде «Ставрополь-Авто» гибнут от гигантомании, нишевые производства выживают за счёт гибкости и реального спроса. Так что даже крупные инвестиции не равно результату: 12 млрд рублей сгорели из-за отсутствия аудита и стратегии. Также и санкции не причём, потому как завод умер в 2018-м. Задолго до «давления Запада».

А «индустриальный парк» от «Ростеха» рискует стать складом, как 70% промзон Подмосковья. Пока же территория завода — памятник непомерным амбициям, которые не потянул рынок.