Джо Байден как фонтан странных недипломатичных словесных выпадов

Джо Байден как фонтан странных недипломатичных словесных выпадов

Лидер США говорит быстро, свободно и критично о своем китайском коллеге, а, в то время его высокопоставленный дипломат приводит доводы в пользу улучшения отношений с Пекином. Президент США Джо Байден иногда является фонтаном странных недипломатичных словесных выпадов, но его пренебрежительные замечания о китайском лидере Си Цзиньпине и его контроле над текущими событиями, а также внезапная необходимость напомнить всем, что Си является диктатором, оказались, какминимум, несвоевременными, если не сказать беспочвенными.

Во вторник во время встречи с состоятельными политическими донорами в Калифорнии Байден сказал, что Си ничего не знал о февральском блуждающем полете гигантского китайского воздушного шара-шпиона над территорией США. Более того, по словам Байдена, китайского лидера, который довел до совершенства свой деловой образ, все это «смущало». «Причина, по которой Си Цзиньпин очень расстроился из-за того, что я сбил этот воздушный шар с двумя товарными вагонами, полными шпионского оборудования, заключается в том, что он не знал, что этот шар там был», — сказал Байден восторженным гостям на мероприятии по сбору средств. «Нет, я серьезно», — продолжил Байден, сделав паузу для драматического эффекта, — «Когда сбили шар, Си был очень смущен. Это большой позор для диктаторов. Когда они не знают, что произошло».

Было не совсем ясно, в чем был смысл этой истории, кроме, возможно, того, чтобы произвести впечатление на его аудиторию внутренней информацией. Возможно, это было сделано для того, чтобы показать, что Си не является грозным всевидящим и всезнающим правителем, каким все его считают. Или что полет воздушного шара был неуклюжим разовым событием. В конце концов, он уже назвал все это «глупостью».

Но время показалось странным, учитывая, что госсекретарь только что вернулся из визита в Пекин, где он пытался убедить Си возобновить бездействующие дипломатические контакты и в целом ослабить напряженность между двумя сверхдержавами. Несколько чиновников администрации США попытались преуменьшить шумиху. Они заявили, что Китай знает о привычке Байдена быть неосторожным в разговоре, и не будет слишком возмущаться. Кто-то предположил, что Китай знает, что Байден думает о коммунистическом правлении в Китае, поэтому не будет особенно расстраиваться.

Другие, тем не менее, были обеспокоены тем, что предположение о том, что Си ничего не знает о миссии полета воздушного шара, было оскорблением, которое могло заблокировать желание Байдена ослабить напряженность. Пропагандисты Си рекламируют его как третьего в триумвирате великих постреволюционных лидеров наряду с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.

На Китай не произвели впечатления беспорядочные объяснения. «Соответствующие замечания со стороны США совершенно абсурдны и безответственны», — заявил в среду официальный представитель МИД Мао Нин, — «Это открытая политическая провокация». В любом случае инцидент умалил плюсы визита Блинкена в Пекин. Его целью была стабилизация контактов на высоком уровне между США и Китаем. Однако ничего особенно положительного из визита не вышло. Блинкен и китайские официальные лица договорились увеличить количество рейсов между США и Китаем, возобновить образовательный и культурный обмен и попытаться найти другие легкие цели для сотрудничества.

Байден заставил Китай хотя бы «изучить» создание совместной «рабочей группы» по предотвращению торговли химическими веществами-прекурсорами фентанила, поступающего из Китая в Мексику, где производится конечный продукт. В прошлом году Китай прекратил антинаркотическое сотрудничество с властями США. Около 70 000 американцев умерли от передозировки фентанила в 2022 году. Но не было достигнуто соглашения по важному для Байдена пункту: возобновлению военной связи. Американцы особенно стремились к так называемым переговорам о «снижении рисков» после пары недавних столкновений в Южно-Китайском море, спровоцированных китайским самолетом и кораблем, маневрирующими рядом с американскими кораблями. Похоже, что администрация Байдена бросила Пекину больше оливковых ветвей, чем китайцы бросили Вашингтону.

Согласно утечкам из Госдепартамента, Байден отменил некоторые связанные с правами человека санкции и экспортный контроль, призванные обуздать автократическую политику Пекина. Между тем, администрация еще не опубликовала результаты расследования ФБР в отношении китайского воздушного шара-шпиона.

Возможно, Си был меньше сосредоточен на этих жестах, чем на неистовых усилиях Байдена по созданию альянсов для сдерживания подъема Китая. Во время импровизированной лекции Байдена в Калифорнии, посвященной Китаю, он сказал, что Си больше всего злится на американские усилия по сдерживанию Китая через военных партнеров в Индийском океане и у тихоокеанского побережья Китая. «Он позвонил мне и сказал не делать этого, потому что это ставит его в безвыходное положение», — сказал Байден, не уточнив, когда состоялся разговор, — «Я сказал: «Все, что мы делаем, мы не пытаемся окружить вас, мы просто пытаемся убедиться, что международные правила с воздушными и морскими путями остаются открытыми». И мы не собираемся уступать этому». «Что его действительно расстроило, так это то, что я настоял на воссоединении так называемой Quad», — сказал Байден. «Не беспокойтесь о Китае, — сказал Байден, — «Я имею в виду, беспокойтесь о Китае, но не беспокойтесь о Китае», — добавил он под смех. — «Нет, но я серьезно. Китай настоящий — у него реальные экономические трудности».

Дэниел УИЛЬЯМС