Наш ответ Эрдогану: Крест на господстве БПЛА

Последние события в Нагорном Карабахе явили всему миру очевидный до этого только специалистам факт, что в 21-м веке война моторов уступает место войне крыльев и технологий. Как в 17-м веке глупо было воевать с луком и стрелами против гладкоствольного и нарезного огнестрела, а в 20-м бросать конницу против пулеметов и танковых ударных групп, так и в 21-м веке танки и РСЗО армян оказались бессильными против БПЛА турок и азербайджанцев.

Ведение современного боя перешло на новый технологический уровень, людей заменили машины, безлюдные технологии позволяют сократить людские потери, и в результате мы пришли к тому, что побеждает не храбрейший, а умнейший, не числом, а умением. Собственно, это же подтвердила и сирийская военная кампания, когда ограниченным авиаресурсом РФ смогла переломить негативно складывающийся для Асада ход войны. Теперь для ведения боевых действий даже не обязательно личное присутствие на поле боя. Достаточно компьютера и джойстика, чтобы нанести урон противнику, даже не являясь на войну.

Готова ли Россия к новым реалиям? Что мы можем противопоставить новым технологиям, когда дроны (с англ. drone – «трутень») и барражирующие снаряды (дроны-камикадзе) решают исход войны? Поверьте, нам есть, что им противопоставить, и это не одна лишь «Красуха-4», о которой все наверняка уже слышали.

Стационарные и мобильные средства РЭБ и РЭП

«Красуха» (разработка ВНИИ «Градиент») – семейство комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), относится к стационарным средствам радиоэлектронного подавления (РЭП), предназначена для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административно-политических объектов. Комплекс анализирует тип сигнала и воздействует на РЛС противника помеховым излучением. Осуществляют подавление спутников-шпионов, наземных радаров и авиационных систем АВАКС. Радиус действия – 150…300 км. Все остальные ТТХ засекречены.

Комплекс радиоэлектронной борьбы «Красуха-2». Фото: Ростех

Разработка комплексов «Красуха» началась в середине 1990-х годов. Одновременно с комплексом 1РЛ257 «Красуха-4» разрабатывалась система 1Л269 «Красуха-2». Комплексы отличаются друг от друга составом применяемого оборудования («Красуха-2» выполнена на аналоговом оборудовании, «Красуха-4» на цифровом), характеристиками и применяемым шасси. Комплекс «Красуха-2» монтируется на четырёхосном шасси БАЗ-6910-022 (три машины в составе комплекса), «Красуха-4» — на четырёхосном шасси КамАЗ (две машины). Информация, позволяющая составить подробный список отличий между комплексами, также засекречена. Боевое применение: военная операция в САР – защита авиабазы Хмеймим, война в Карабахе – защита 102-й базы.

Комплекс противодействия дронам «Сапсан-Бекас». Фото: Антон Тушин/Ростех

К мобильным средствам РЭБ стационарного действия относится также система «Сапсан-Бекас» (разработка концерна «Автоматика», входящего в ГК «Ростех») – мобильный многофункциональный комплекс с применением как пассивных, так и активных средств обнаружения. В состав комплекса помимо радиолокационных систем входят средства оптико-электронного наблюдения беспилотников, видеокамера видимого спектра и тепловизор. Дальность распознавания дронов оптическими средствами до 4 км. Дальность подавления каналов управления и навигации беспилотников до 4 км, в зависимости от комплектации и облика охраняемого объекта и тактики применения. Кроме того, комплекс может выступать как средство целеуказания для других систем РЭП и ПВО, вести круговое наблюдение или сканировать заданный сектор.

Мобильный автоматизированный комплекс противодействия дронам «Рубеж-Автоматика». Фото: Виктор Молодцов/Ростех

Еще одна разработка этого концерна «Рубеж-Автоматика» – ответ Ростеха на растущую проблему терроризма с использованием беспилотников, предназначен для гражданских заказчиков. Изделие обеспечивает безопасность общественных и спортивных мероприятий, промышленных предприятий и объектов топливно-энергетической отрасли. Дальность действия «Рубежа» может достигать 30 км.

Транспортируемый комплекс противодействия БЛА «Бастион-Автоматика». Фото: Концерн Автоматика

Для военных нужд концерн предлагает транспортируемый комплекс противодействия БПЛА «Бастион-Автоматика», предназначенный для ведения непрерывного радионаблюдения, обнаружения сигналов беспилотных летательных аппаратов и формирования сигналов противодействия. При этом анализ сигнала от беспилотника осуществляется в автоматическом режиме, внедряются средства опознавания «свой-чужой», что позволяет осуществлять охрану объекта без участия операторов.

Модуль акустической разведки «Атака-Шорох». Фото: Росэлектроника

Другое объединение ГК Ростех – «Росэлектроника» также имеет широкий спектр решений в области анти-БПЛА. На прошедшей не так давно выставке «Интерполитех-2020» впервые был представлен новый модуль акустической разведки «Атака-Шорох». Аппаратура предназначена для защиты гражданских и специальных объектов от несанкционированного проникновения беспилотников, летящих в режиме радиомолчания. Модуль оснащен сверхчувствительными микрофонами, которые позволяют определить местонахождение приближающегося беспилотника. Дальность обнаружения дронов зависит от уровня окружающего шума – так, в городе радиус действия оборудования составляет 100-150 м. Необходимое количество модулей и места их расположения определяются в зависимости от характеристик охраняемого объекта.

Система противодействия беспилотникам «Атака-DBS». Фото: Ростех

Недавно успешно проведены испытания модернизированного комплекса противодействия гражданским беспилотникам «Атака-DBS» с применением нового типа антенн. Результаты показали, что дальность действия комплекса увеличилась почти в 2 раза в части обнаружения и в 2,5 раза в части подавления. Основой комплекса являются модули радиочастотного обнаружения и подавления. Оборудование способно в автоматическом режиме в течение 0,1 секунды обнаружить беспилотник, идентифицировать объект по принципу «свой-чужой», блокировать его каналы связи и навигации.

Мобильный комплекс высокой проходимости для противодействия дронам «Атака-Трофи». Фото: Росэлектроника

На базе автомобиля УАЗ повышенной проходимости «Росэлектроника» создала также мобильную версию комплекса противодействия беспилотникам «Атака-Трофи». Комплекс может без участия оператора идентифицировать дрон по принципу «свой-чужой» и автоматически пресекать несанкционированное проникновение на охраняемую территорию. Время развертывания комплекса – 5 мин. Особенность «Атака-Трофи» в том, что он может работать «с колес», без подготовки и монтажа оборудования. Изделие двойного назначения, как для военных, так и для гражданских нужд (защита промышленных объектов, критически важной инфраструктуры, мест массового скопления людей).

Комплекс противодействия БПЛА «Рать». Фото: Ростех

Следующее изделие «Росэлектроники» предназначено уже исключительно для нужд военных. Многофункциональный мобильный комплекс для борьбы с беспилотниками «Рать», продемонстрированный в конце августа на форуме «Армия-2020», произвел там форменный фурор. «Рать» создана на базе специального бронированного автомобиля и оборудована полным спектром средств обнаружения и подавления дронов для защиты критически важных объектов от несанкционированного вторжения БПЛА. В состав новинки входит радиолокационная станция, комплекс автоматического распознавания и подавления телекоммуникационных каналов, система направленного сверхвысокочастотного (СВЧ) подавления и система направленного лазерного уничтожения. Все оборудование интегрировано в единую интеллектуальную систему сбора, обработки и отображения информации.

Данные от средств обнаружения и наблюдения поступают на центральный пульт управления, система обрабатывает параметры цели и предлагает оператору несколько вариантов дальнейших действий. Комплекс обнаруживает дроны на расстоянии до 3,5 км, осуществляет направленное подавление каналов управления БПЛА в радиусе до 2,5 км. При несанкционированном вторжении нескольких объектов блокирует их каналы связи и спутниковой навигации. Оператор комплекса также может физически уничтожить беспилотник с помощью системы направленного лазерного излучения.

Сейчас разработчики «Росэлектроники» ведут работы над новой системой, получившей название «Эгида», которая, используя специальное ПО, сможет отличать беспилотник самолетного типа от вертолетного и аэростатического, что позволит прогнозировать траекторию его посадки после прерывания канала связи дрона с пунктом управления. После чего потерявший управление беспилотник можно будет быстро найти и выяснить его предназначение. Кроме того, система будет способна противодействовать БПЛА, использующих даже зашифрованный канал связи или глушащих свой сигнал.

Переносные средства РЭП И РЭБ

Со стационарными объектами разобрались, а как защитить колонну на марше? Не возить же за каждой БТГ (батальонной тактической группой) по «Рати»?

Электронное ружье REX-1. Фото: ZALA AERO

И тут на помощь приходит концерн «Калашников». Электронное ружье REX-1, созданное ижевскими конструкторами Zala Aero Group, эффективно защищает от легких беспилотников. Оружие построено по модульному принципу, и его можно собирать под конкретные задачи. Облегчают сборку простые пиктограммы на модулях: «квадрокоптер» подавляет каналы управления и передачи информации дронов, «спутник» гасит системы навигации, «антенна» – каналы Wi-Fi, а «телефон» – мобильную связь. REX-1 также можно использовать при задержаниях злоумышленников: лазер и стробоскоп ослепит и дезориентирует потенциального террориста, а приборы радиоэлектронного подавления не дадут ему связаться с сообщниками или передать сигнал на взрывное устройство. Не лишним будет REX-1 и при обнаружении подозрительных предметов: он блокирует радиосвязь, и можно спокойно дожидаться приезда саперов.

Электронное ружье REX-2. Фото: Ростех

Сейчас в серию запускается REX-2. Эта система является самой компактной в мире, так как размещена на основе пистолета. При этом сохраняются все характеристики базового образца – ружья REX-1. REX-2 оснащается сменным набором модулей для подавления радио- и спутниково-навигационных сигналов управления беспилотниками. В результате оптоэлектронного подавления операторы теряют контроль над дронами.

Портативное устройство подавления спутниковых навигационных систем ZALA ZONT. Фото: ZALA AERO

Другая система – ZALA ZONT подавляет сигналы спутниковых навигационных систем (GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, GALILEO) в радиусе 2 км, обеспечивая безопасность наземных групп от нападения дронов-камикадзе и снятия точных координат группы.

Комплекс подавления каналов связи «Пищаль-ПРО». Фото: Ростех

Не отстают от своих ижевских коллег и уже упомянутые спецы из концерна «Автоматика». Они предлагают для этих нужд свою разработку «Пищаль-ПРО», внешне похожую на ружье. Оно не требует ни особой подготовки оператора, ни специальных технических знаний. Увидев цель, оператор просто нажимает на курок, и сразу начинается радиоэлектронное воздействие. У беспилотника подавляются средства связи, управления, навигации. Дрон как бы оказывается в состоянии прострации. А тяжелые БПЛА самолетного типа просто падают.

Переносной комплекс противодействия БПЛА «Купол-ПРО». Фото: Концерн Автоматика

Еще одним мобильным переносным устройством помехового воздействия является «Купол-ПРО», выполненный в виде быстромонтируемых узлов, позволяющих собирать и разбирать изделие силами одного человека в течение трех минут. Устройство действует путем заградительного электромагнитного воздействия на бортовые радиоэлектронные подсистемы дрона, из-за чего они приходят в неработоспособное состояние.

Комплекс обнаружения и противодействия БПЛА «Луч-ПРО». Фото: Ростех

Третий представитель этого семейства — переносной комплекс обнаружения и противодействия БПЛА «Луч-ПРО» — может быть развернут в течение пяти минут и применен даже с неподготовленных позиций. Он обнаруживает беспилотники и создает помехи, подавляющие каналы управления и навигации в заданном секторе на дальности не менее 5 км.

Как видите, наши разработчики не теряли времени даром, стоя на обочине технологического прогресса, а уделили серьезное внимание средствам борьбы с укусами современных «трутней», предложив Минобороны и гражданским заказчикам большое количество эффективных средств противодействия этим механическим «насекомым», как разведывательным, так и ударным.