Американские эксперты говорят о дефиците производства F-35 в США
США необходимо нарастить производство F-35, поскольку Китай и Россия продвигаются вперед со своими программами истребителей пятого поколения, которые все больше угрожают увеличивающимся разрывом в количественном отношении между истребителями США и их почти равными противниками. США заявляют, что планируют производить 220 F-35 в год, чтобы соответствовать Китаю и России, совершенствующим J-20 и Су-57, но проблемы с производственными мощностями опровергают это утверждение.
В этом месяце журнал Air & Space Forces Magazine сообщил, что Институт аэрокосмических исследований Митчелла призвал службы США и Пентагон увеличить производство и промышленные мощности F-35, чтобы пользователям F-35 в США и союзникам не приходилось слишком долго ждать выполнение их новых заказов на реактивные самолеты. В отчете отмечается, что ВВС США изначально заказывали 110 F-35 в год, но постепенно сократили количество заказов до 80, 60, 48 или меньше.
Журнал Air & Space Forces Magazine отметил, что Lockheed Martin ведет переговоры с Объединенным производственным управлением F-35 (JPO) о производственных партиях 18 и 19, которые состоят из 156 самолетов. Lockheed Martin заявила, что с дополнительными ресурсами она может увеличить производство F-35 до 220 самолетов в год. Тем не менее, в статье также упоминается, что глава отдела закупок ВВС США Эндрю Хантер сообщил сенатскому комитету по вооруженным силам, что Lockheed Martin будет трудно производить 156 самолетов в год, заявив, что оборонному гиганту придется увеличить оснастку и увеличить количество смен своих высококвалифицированных рабочих, которых трудно нанять. В ней также говорится, что Lockheed Martin объяснила некоторые задержки с доставкой нехваткой рабочих рук в компаниях по производству компонентов и материалов, поскольку они восстанавливаются после пандемии Covid-19.
Журнал Air & Space Forces также цитирует Хантера, который сказал, что изготовление корпусов F-35 является существенным ограничением, поскольку программа первоначально полагалась на производство корпусов в Турции. Турция была исключена из программы F-35 в 2019 году из-за покупки ею российских систем ПВО С-400. Несмотря на неудачу, в пресс-релизе в этом месяце немецкий оборонный гигант Rheinmetall заявил, что планирует открыть ультрасовременный завод по производству корпусов F-35A в Визе, Северный Рейн-Вестфалия. Rheinmetall заявляет, что производство 400 корпусов F-35A начнется в 2025 году в сотрудничестве с Northrop Grumman и Lockheed Martin.
Несмотря на огромные производственные усилия и затраты, связанные с производством F-35, этот самолет, возможно, не является высокотехнологичным чудо-оружием, за которое он претендует. В статье Progressive за март 2023 года Альфред Мейер утверждает, что F-35 — это самолет с высокими эксплуатационными расходами, страдающий от проблем с программным обеспечением и реактивным двигателем. Мейер говорит, что после выполнения миссии F-35 требуется три дня на техническое обслуживание и ремонт, прежде чем он снова сможет летать в боеспособном состоянии, в отличие от старых самолетов, которые могут выполнять от трех до пяти миссий в день.
Например, в мае 2023 года Defense One сообщила, что декабрьская катастрофа F-35 была вызвана «гармоническим резонансом», который привел к разрушению топливной трубы самолета. Defence One отмечает, что в качестве «отверстия» было сделано временное исправление, которое уменьшает влияние потери управления двигателем, если топливная трубка ломается из-за гармонического резонанса.
В отчете также отмечается, что, поскольку Пентагон продолжает расследование проблем с двигателями Pratt and Whitney, количество готовых к эксплуатации американских F-35 остается ниже 70% для F-35A и 75% для моделей B и C, и с 56%-ной готовностью к выполнению миссий в апреле этого года для всех типов. Мейер отмечает, что в конце 2021 финансового года у F-35 все еще было 800 недостатков, которые требовали устранения, а это означает, что США и их союзники платят за потенциально неисправный F-35, пытаясь удержать старые самолеты в воздухе. Он также упоминает, что F-35 потерпел несколько аварий, по одной из каждой модификации в 2022 году.
В статье Stiftung und Wissenschaft за январь 2021 года Доминик Фогель заявил, что F-35 может быть технологическим «черным ящиком», программное и аппаратное обеспечение которого недоступны или слишком сложны для понимания экспортными пользователями. Это дает США рычаги воздействия на конечных пользователей F-35, поскольку последние отказываются от важнейших военных возможностей и, соответственно, определенной степени суверенитета в обмен на предположительно первоклассный истребитель, который не может эксплуатироваться без помощи США.
Китай и Россия также добились успехов в своих соответствующих программах истребителей пятого поколения, тем самым, оказывая давление на США, чтобы они увеличили производство F-35 для сохранения свого лидерства. В этом месяце Asia Times сообщила, что китайский истребитель-невидимка J-20, возможно, впервые поднялся в воздух с революционными двигателями WS-15, отказавшись от менее надежных российских и более ранних китайских моделей.
Хотя характеристики WS-15 не разглашаются, они, скорее всего, соответствуют американскому двигателю Pratt & Whitney F119, используемому в F-22 Raptor. Более того, в феврале 2023 года Asia Times сообщила, что Китай использует импульсные производственные линии для ускорения производства J-20 за счет новых технологий производства и усовершенствованных отечественных двигателей, увеличивая количество планеров J-20 до уровня F-22 или даже превосходя его. F-22 был остановлен в 2011 году, было построено всего 187 планеров. Судя по серийным номерам J-20, увиденным на авиасалоне в Чжухай в 2022 году, у Китая уже может быть до 200 J-20.
В апреле Defense Post сообщила, что «Росэлектроника», подразделение корпорации «Ростех», разработало радиосистему на базе искусственного интеллекта для повышения устойчивости Су-57 к разведке и помехам, обеспечивая синхронизацию обработки сигналов. Эта модернизация позволяет Су-57 передавать сообщения по разным каналам, повышать стабильность связи и улучшать качество связи между воздушными и наземными подразделениями. Кроме того, в этом месяце Дзен сообщил, что Су-57 был испытан с «двигателем шестого поколения» с плоскими соплами, повышающими сверхманевренность и малозаметность этого типа.
Сообщается, что и J-20, и Су-57 принимали участие в боевых действиях в Южно-Китайском море и на Украине, причем первые выполняли патрульные полеты, а вторые выполняли задачи по подавлению противовоздушной обороны противника (SEAD). Чтобы противостоять этим вызовам, Asia Times отметила в сентябре 2022 года, США должны поддерживать производство не менее 72 истребителей в год и поддерживать своих союзников на сопоставимом уровне возможностей, с истребителями 4+1 на 2030-е годы, состоящими из F-22, F-35, F-15EX, F-16 и A-10.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА