Азербайджанским мигрантам хотят запретить работать в торговле, количество остальных – резко сократить

Азербайджанским мигрантам хотят запретить работать в торговле, количество остальных – резко сократить

Минтруд России представил проект, знаменующий серьезный поворот в миграционной политике. С 2026 года в девяти ключевых отраслях экономики значительно сокращается допустимая доля иностранных работников, а в некоторых сферах, вроде розничной торговли алкоголем и табаком, их труд будет полностью запрещен. Эксперты единодушно видят в этом шаге прямой ответ властей на растущее давление общественного мнения, требующего защиты отечественного рынка труда.

«Российское общество не должно превращаться в полуподвальную экономику», – это резкое заявление заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислава Наумова прозвучало еще несколько месяцев назад, но сегодня оно выглядит программным. Его поддержал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, не раз подчеркивавший: «Никакие диаспоры не могут диктовать Российскому государству и нашим гражданам свои правила». Эти слова, сказанные на фоне уголовных дел, вроде разоблачения деятельности организации «Азербайджан-Урал» в Екатеринбурге, нашли отклик в обществе и, судя по всему, легли в основу новой политики.

Основные изменения: от строительства до прилавка

Согласно проекту Минтруда, с 2026 года ждут следующие изменения:

Строительство: Доля иностранцев резко снижается с нынешних 80% до 50%. Эта отрасль, традиционно зависящая от мигрантов, понесет самые ощутимые изменения.

Сельское хозяйство и лес: В овощеводстве, лесозаготовке и деревообработке квота уменьшится с 50% до 40%.

Общепит: Вводится новое требование – не менее половины сотрудников кафе и ресторанов должны быть россиянами. Ранее таких ограничений не было.

Продажа алкоголя и табака: Полный запрет на работу мигрантов в розничной торговле этими товарами. Это унифицирует правила для всей страны, так как в Москве, например, ранее разрешалось до 15%.

Аптеки и рынки: Сохраняется действующий с 2025 года полный запрет на труд мигрантов в аптечных сетях, на рынках и в нестационарной торговле.

Особую остроту реформа приобретает в 29 регионах, где вводятся дополнительные ограничения. В 14 из них, включая Удмуртию, Забайкальский, Красноярский и Приморский края, Еврейскую автономную область, Амурскую, Новосибирскую, Оренбургскую, Орловскую, Самарскую, Тверскую, Тульскую, Ульяновскую и Челябинскую области, допустимая доля иностранцев в отдельных видах деятельности будет снижена еще сильнее. Так, в Ульяновской области мигрантам полностью запретят работать водителями автобусов и троллейбусов, а в Амурской – в производстве пищевых продуктов, ремонте оборудования и ветеринарии для сельхозживотных.

Азербайджанские мигранты: в зоне особого внимания

Новые правила особенно болезненно ударят по гражданам Азербайджана, составляющим одну из крупнейших и наиболее заметных диаспор. Исторически сложилось, что они активно заняты в розничной торговле и строительстве – как раз тех сферах, где квоты сокращаются наиболее значительно или вводятся полные запреты.

Полный запрет на торговлю алкоголем и табаком напрямую затронет тысячи азербайджанцев, работающих продавцами, а зачастую и владеющих небольшими магазинами в регионах.

Сокращение квоты в строительстве с 80% до 50% также коснется их существенно – до 30% занятых в этой отрасли азербайджанских рабочих могут потерять легальное место.

Региональные ограничения в таких субъектах, как Тульская и Ульяновская области, где диаспора исторически сильна, добавят проблем. Ситуацию усугубляет и необходимость для азербайджанцев (в отличие, например, от граждан Армении – членов ЕАЭС) сдавать экзамены по русскому языку и праву для получения патента, а также негативный информационный фон, связанный с уголовными делами против отдельных диаспоральных лидеров, хотя большинство мигрантов – законопослушные работники.

Контроль и ответственность: бремя на работодателе

Возникает ключевой вопрос: как власти намерены контролировать соблюдение этих жестких квот? По данным МВД, основными механизмами станут:

1. Внеплановые проверки бизнеса с тщательным анализом штатного расписания и состава работников. Уже сейчас, по данным ведомства, с 2024 года выявлено 214 случаев нарушений миграционного законодательства в «рисковых» отраслях.

2. Обязательные уведомления: Работодатели обязаны в трехдневный срок сообщать в МВД о приеме или увольнении иностранного сотрудника. Ошибки в оформлении этих уведомлений приравниваются к их неподаче.

3. Автоматизированная система «Мигрант-онлайн»: Она призвана упростить учет патентов и контроль за соблюдением квот.

Ответственность за нарушения ляжет в первую очередь на плечи работодателей. За превышение установленной доли иностранных работников (ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ) компании грозят штрафы до 1 миллиона рублей, а должностные лица могут заплатить от 45 до 70 тысяч рублей. За нарушения в оформлении документов (ч. 3-4 ст. 18.15 КоАП РФ) штрафы в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях также достигают 1 млн рублей или влекут приостановку деятельности до 90 суток. Как подчеркивают юристы, ответственность мигранта вторична: если у него есть действительный патент, но работодатель нарушил квоту, наказан будет именно работодатель. Депортация грозит самому мигранту в основном за работу без патента или вне его условий.

Статистика и риски: баланс на грани

Масштабы явления огромны: по разным оценкам, в России сейчас находится от 11 до 12 миллионов мигрантов, что ставит страну на четвертое место в мире по их числу. До 80% рабочих в строительстве и до 40-50% в торговле и сельском хозяйстве – иностранцы. Для Азербайджана, к примеру, денежные переводы из России в 2024 году составили почти 500 миллионов долларов – больше, чем из всех других стран вместе взятых.

Именно поэтому экономисты бьют тревогу, предупреждая о серьезных рисках новой политики. «Кто будет строить? Кто будет копать картошку в Краснодарском крае, где уже сейчас нехватка рук катастрофическая?» – задаются вопросом фермеры. В строительстве Москвы и области переход с 80% на 50% иностранной рабочей силы может привести к срыву сроков сдачи объектов и росту цен. Демографическая ситуация усугубляет проблему: Россия ежегодно теряет около 500 тысяч человек трудоспособного возраста, и мигранты до сих пор частично компенсировали эту убыль.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, вводя еще в августе запрет мигрантам работать курьерами, говорил о «борьбе с теневой занятостью и создании рабочих мест для россиян». Однако вопрос, смогут ли отечественные кадры в нужном количестве и с готовностью занять эти места, остается открытым.

Посыл Минтруда ясен: ставка делается на российских работников. Удастся ли достичь баланса между запросом общества на защиту рынка труда и экономической необходимостью – покажет время. Одно очевидно: эпоха широкого доступа иностранной рабочей силы в ключевые сектора российской экономики подходит к концу.

Впрочем, это еще не означает, что предложения Минтруда будут приняты.

Источник