Сталин — за право Украины на самоопределение
В этот день — 27 июня 1917 года по старому стилю (10 июля по новому стилю) — завершилась Конференция военных организаций РСДРП. К этому времени партия большевиков была уже заметным явлением. В первую очередь, благодаря жесткой антивоенной пропаганде и призывам к экспроприации. Мало кто вникал в аргументы и тезисы Ленина о пролетарской революции, о социализме. Зато большевики успели произвести впечатление, проводя митинги и манифестации, перераставшие в захват особняков, дворцов и прочей «буржуйской собственности». Подробнее — в рубрике Андрея Светенко «Разлом» на радио «Вести ФМ».
слушать аудио
Наблюдатели отмечали, что в этих акциях на стороне РСДРП выступают анархисты и радикально настроенные солдаты и матросы. Кстати, во многом из-за активности большевистских агитаторов-матросов, прибывших с Балтики в Севастополь, радикалам удалось в июне 17-го добиться отставки адмирала Колчака с поста командующего Черноморским флотом. Поэтому внимание к упомянутой конференции объяснимо.
Но в данном случае внимание это вдвойне примечательно, поскольку в тот день, пожалуй, впервые не в партийной большевистской печати, а в общенациональной прессе было упомянуто имя Сталина. Цитирую заметку в газете «Утро России»: «С докладом о национальном движении и национальных полках на конференции выступал Сталин. Докладчик раскритиковал политику Временного правительства в области национального вопроса.
«Финны», — заявил Сталин, — «захотели оформить существующую уже десятки лет автономию. Временное правительство воспротивилось этому. Украинцы захотели реализовать свое право на самоопределение в виде провозглашения еще несуществующей национальной автономии. Временное правительство заявило свой протест и против этого, передавая решения по этим вопросам в Учредительное собрание».
Сталин предложил резолюцию, которая утверждает за Украиной право на полное национальное самоопределение, вплоть до государственного отделения и создания национальных полков».
Вот так. Считается, что Временное правительство заигрывало с сепаратистами и националистами, проявляло слабость. С точки зрения большевиков и, в частности, Сталина, летом 17-го Керенский и компания вполне твердо и жестко стоят на позиции сохранения единого государства, откладывая решение вопроса об автономии или федерализации до окончания войны или как минимум созыва Учредительного собрания.
На Украине между тем явочным порядком провозглашается создание Центральной рады, идет украинизация частей русской армии. И, оказывается, большевики всё это приветствуют, даже подталкивают своими резолюциями. Логика понятна: пока мы не у власти, любые властные решения следует подвергать критике и работать в противоположном направлении. Потом, в годы советской власти, об этой позиции главного специалиста в национальном вопросе — Сталина — конечно, забудут. На упоминания о том, что Украина имеет право на самоопределение вплоть до отделения, будет наложено табу. Страшно даже будет подумать о том, что сам Сталин такое мог говорить. Но факт остается фактом. Усугубляя политический кризис в России летом 17-го с целью захвата власти, большевики в тот момент ратовали за отделение от России не только Финляндии и Польши, но и Украины.
Андрей Светенко