Politico: Германия деиндустриализируется

Politico: Германия деиндустриализируется

Как говорится, свежайшие исследования от европейской прессы.

Как там пишут, крупнейшие компании Германии покидают отечество.

Химический гигант BASF уже более 150 лет является одним из столпов немецкого бизнеса, поддерживая промышленное развитие страны постоянным потоком инноваций, которые помогли сделать надпись «Сделано в Германии» предметом зависти всего мира.

Но ее последний прорыв — инвестиции в размере 10 миллиардов долларов в ультрасовременный комплекс, который, по утверждению компании, станет для мировой промышленности золотым стандартом устойчивого производства — реализуется не в Германии. Он возводится за 9000 километров от немецкой границы — в Китае.

Развиваясь в Азии, BASF, основанный на берегу Рейна в 1865 году как Badische Anilin- & Sodafabrik, сокращает свое производство в Германии. В феврале компания объявила о закрытии завода по производству удобрений и других объектов в своем родном городе Людвигсхафен, что привело к сокращению около 2600 рабочих мест.

"Недомогание" сейчас пронизывает всю экономику Германии, которая в первом квартале погрузилась в рецессию, при этом опросы показывают, что и компании, и потребители глубоко скептически относятся к будущему.

Столкнувшись с коктейлем из высоких затрат на электроэнергию, нехватки рабочих и множества бюрократических проволочек, многие из крупнейших компаний Германии — от гигантов, таких как Volkswagen и Siemens, до множества менее известных — пытаются найти себе место в Северной Америке и Азии.

Сводки из Германии становятся только хуже. В июне безработица выросла примерно на 200 000 (по сравнению с июнем 2022 года). И это в месяц, когда компании обычно увеличивают количество рабочих мест. Хотя общий уровень безработицы остается низким — 5,7%, а количество вакансий — почти 800 000, немецкие чиновники готовятся к новым плохим новостям.

Новые заказы в машиностроительных компаниях страны, только в мае упали на 10%, что стало восьмым месяцем падения подряд. Аналогичная слабость присутствует во всей экономике Германии, от строительства до химической промышленности.

Иностранный интерес к Германии как к месту для инвестиций также снижается. Количество новых иностранных инвестиций в Германии в 2022 году сократилось пятый год подряд, достигнув самого низкого уровня с 2013 года.

Как сказал Ханс-Юрген Фёльц, главный экономист BVMW, ассоциации, которая представляет тысячи малых и средних фирм, которые образуют основу экономики страны:

«Иногда можно услышать о «ползучей деиндустриализации» [Германии] — но то, что мы наблюдаем, уже не получая деиндустриализация».

Чтобы понять долгосрочные последствия деиндустриализации, можно посмотреть на "Ржавый пояс" США.

Только с Германией последствия будут иметь континентальный масштаб.

Зависимость страны от промышленности делает ее особенно уязвимой. На производство приходится около 27 процентов экономики Германии по сравнению с 18 процентами в США.

Связанная с этим проблема заключается в том, что наиболее важные промышленные сегменты Германии — от химпрома до автомобилей и оборудования — уходят своими корнями в 19-го века. Хотя страна десятилетиями процветала за счет производства и совершенствования этих товаров, многие из них либо устаревают (двигатель внутреннего сгорания) [и тут впихнули "зеленую повесточку"], либо просто слишком дороги для производства в Германии.

Возьмите металлы. В марте компания, владеющая крупнейшим в Германии алюминиевым заводом Uedesheimer Rheinwerk, заявила, что закроет завод к концу года из-за высокой стоимости энергии.

При этом в своё время Германия стала пионером в производстве современных солнечных панелей, став крупнейшим в мире производителем в начале 2000-х годов. Однако после того, как китайцы скопировали немецкие разработки и наводнили рынок дешевыми аналогами, немецкие производители солнечных панелей потерпели крах.

В биотехнологии компания BioNtech из Майнца была в авангарде разработки мРНК-вакцины, которая активно применялась в пандемию COVID-19. И на фоне этого успеха в январе нынешнего года компания объявила о планах, по словам ее основателя, вложения «огромных» инвестиций в передовые исследования рака но не в Германии, а в Великобритании.

Эрозия промышленного ядра Германии окажет существенное влияние на остальную часть Европейского Союза. Германия — не только крупнейший промышленный "игрок" в Европе; она также функционирует как ступица колеса, связывая различные экономики региона в качестве крупнейшего торгового партнера и инвестора для многих из них.

За последние три десятилетия немецкая промышленность превратила Центральную Европу в свои производственные цеха. Porsche производит свой самый продаваемый внедорожник Cayenne в Словакии, Audi выпускает двигатели в Венгрии, а производитель бытовой техники премиум-класса Miele производит стиральные машины в Польше.

Тысячи малых и средних немецких фирм, которые являются основой экономики страны, действуют в регионе, производя продукцию в основном для европейского рынка. Хотя они не исчезнут в одночасье, устойчивый спад промышленности в Германии неизбежно потянет за собой весь остальной континент.

В то время как официальные лица ЕС возлагают вину за надвигающуюся деиндустриализацию региона на то, что они считают несправедливой политикой США и Китая, ставящей европейские компании в невыгодное положение, проблемы в Германии гораздо глубже и в значительной степени являются "домашними". И у них нет простых решений.

Проще говоря, формула, которая сделала Германию промышленным центром Европы — высококвалифицированная рабочая сила и инновационные компании, работающие на дешевой энергии, — рухнула.

По мере того, как в ближайшие годы на пенсию уйдет поколение бэби-бумеров, Германия столкнется с "демографическим обрывом", который оставит ее компании без инженеров, ученых и других высококвалифицированных работников, необходимых для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В течение следующих 15 лет около 30% рабочей силы Германии достигнут пенсионного возраста.

Старение населения — не единственная проблема. Молодые немцы стремятся к безопасным рабочим местам, а не к суматохе предпринимательства и изобретательства, которые сделали страну одной из ведущих экономик мира. Они предпочитают работать на государственных должностях.

Попытки компенсировать растущую нехватку рабочей силы за счет миграции пока не увенчались успехом. (Хотя Германия продолжает принимать сотни тысяч лиц, ищущих убежища, каждый год, большинству из них не хватает навыков, необходимых компаниям.)

На прошлой неделе немецкие законодатели приняли новый закон об иммиграции, который снимает многие бюрократические барьеры, с которыми сталкиваются иностранные квалифицированные рабочие, чтобы поселиться в стране. Будет ли работать — другой вопрос. По сравнению с Великобританией, Канадой или США, Германию часто трудно "продать" мигрантам из-за высоких налогов, сложности изучения языка и культуры, которая негативно относится к иностранцам.

Например, почти 400-страничное исследование, проведенное по заказу правительства и опубликованное в прошлом месяце, показало, что половина немцев придерживаются антимусульманских взглядов. Учитывая, что правительство хотело бы привлечь многих высокообразованных рабочих из мусульманских стран, таких как Турция, такая враждебность вряд ли является "привлекательной" для турок.

Эти демографические проблемы усугубляются стремительным ростом цен на энергию и собственными усилиями Германии по борьбе с изменением климата.

Прекратив поставки природного газа из России не оставило таким компаниям, как BASF, чье основное предприятие в Германии потребляло в 2021 году столько же природного газа, сколько вся Швейцария, другого выбора, кроме как искать альтернативные площадки для производства.

Зеленая трансформация страны, так называемая Energiewende, только усугубила ситуацию. Как только Германия потеряла доступ к российскому газу, страна одновременно с этим "отключила" всю свою атомную энергетику. И сейчас немцы платят за электроэнергию в три раза больше, чем в среднем по миру.

Хотя широкая общественность, похоже, пребывает в блаженном неведении о предстоящих экономических проблемах, у тех, кто находится на передовой, нет никаких иллюзий.

Учитывая экономические препятствия, неудивительно, что многие из крупнейших компаний Германии находятся на пути к тому, чтобы стать немецкими только на словах.

Если это звучит надуманно, рассмотрим пример Linde [транснациональная химическая компания, основанная в Германии]. До этого года компания, начавшая свою историю в 1870-х годах с разработки холодильного оборудования для пивоварен, была самой дорогой «голубой фишкой» в Германии с рыночной капитализацией около 150 миллиардов евро. В январе она решила покинуть Франкфуртскую фондовую биржу в пользу листинга в Нью-Йорке.

Этот шаг последовал за слиянием группы в 2018 году с американским конкурентом, после чего она решила отказаться от своей штаб-квартиры в центре Мюнхена и переехать в Дублин. В ходе реструктуризации Linde сократила сотни рабочих мест в Германии. Хотя Германия остается важным рынком для компании, на который приходится около 11% выручки, но он стал всего лишь один из многих.

Пример Linde показывает, что крупные немецкие компании могут выживать и процветать как в Германии, так и вне неё. По мере ухудшения условий на родине они просто переедут в другое место. Однако для Германии это будет означать сокращение высокооплачиваемых рабочих мест и снижение налоговых поступлений, не говоря уже об угрозе длительного экономического спада и политической нестабильности.

Большой "горячей точкой" будет социальное обеспечение. Германия — это одно из самых щедрых государств "всеобщего благосостояния": в прошлом году на социальные расходы приходилось 27 процентов ВВП (по сравнению с 23 процентами в США). Поскольку Берлин вынужден будет тратить гораздо больше на оборону, затягивание поясов уже началось. В условиях экономического спада будет только хуже.

Главный приоритет немецкой промышленности — модернизация скрипучей немецкой инфраструктуры — будет труднее финансировать. Дороги, мосты, судоходные пути и другая важная инфраструктура Германии остро нуждаются в ремонте. Согласно исследованию, опубликованному в ноябре Институтом немецкой экономики (IW), четыре из пяти немецких компаний заявили, что плохая инфраструктура мешает их бизнесу. Регуляторные препятствия, которые необходимо преодолеть, прежде чем начинать работу по ремонту инфраструктуры, означают, что быстрого решения этой проблемы нет.

Пока немецкая промышленность массово не покидает Deutschland. Они счастливы остаться — до тех пор, пока правительство платит им.

BASF открыл завод недалеко от Дрездена, который производит катодные материалы для аккумуляторов электромобилей и пообещал продолжать инвестировать в развитие производства на внутреннем рынке. Однако для обеспечения таких инвестиций местные и федеральные органы власти были вынуждены предложить компании щедрые стимулы. Например, BASF получит 175 миллионов евро в виде государственной поддержки для работы новой фабрики.

Точно так же в июне американский производитель микросхем Intel получил привлекательную субсидию в размере 10 миллиардов евро для строительства нового крупного завода в восточногерманском городе Магдебург. Таким образом, субсидия составляет 3,3 миллиона евро на каждое из 3000 рабочих мест, которые компания обязалась создать.

Недавний опрос 128 немецких поставщиков деталей для автомобилей, проведенный отраслевой группой VDA, показал, что ни один из них не планировал увеличивать свои инвестиции на внутреннем рынке. Более четверти планировали перенести свои производственные мощности за границу.

Очень любопытная информация, что ещё сказать.