Транзит или не транзит, вот в чём вопрос
Транзит или не транзит, вот в чём вопрос
Россия
Умный всё понял, а глупцу сойдёт любая дичь. Это я про встречу Путина и Трампа, итоги которой будут видны много позже. Потому предлагаю не менее злободневную тему, с которой мы на Руси жили, живём и будем жить. Всегда.
Поехали.
Вот в нашем инфопространстве принято ругать «миллеровскую историю». И это правильно, ибо свою историю должны писать свои «Ломоносовы», а не это вот всё. А ещё принято ругать Романовых (особо достаётся Петру I и Николаю II), которые всех этих «миллеров» и выписали, задвинув своих под плинтус. Задвинули не всех, конечно, тот же хорошо образованный Карамзин вроде свой, хотя и не свой одновременно, ибо править особо ничего не стал, а лишь украсил высокохудожественными вставками, весьма неплохими, кстати.
В общем, критическое мышление на российских просторах процветает, что хорошо, ибо мысль не в застое, но страна с непредсказуемым прошлым – это совсем уже плохо, так как мешает строить будущее без наличия опоры.
В итоге, ещё вчера одни и те же люди костерили чудовищное разнообразие учебников истории, а сегодня камня на камне не оставляют на Мединском, который отвечает за то, чтобы всё причесать и создать единую и неделимую, да ещё и неразрывную.
Задача архисложная, где без порций прилетающей критики невозможно по определению, особенно, если говорить об эпохах до Романовых. Тем не менее, есть то, что есть и для того, чтобы копать тему, к примеру, славянско-византийского календаря (склоняюсь к славянскому, кстати), отмененного Петром I, одного нашего желания недостаточно, тут Академии бы не споткнуться, а нам (мне) вообще не по зарплате.
Всё, вступление закончил, перехожу к главному, коротко и широкими мазками.
Тут на днях в разговоре всплыл вопрос: а были ли в нашей истории удачные случаи передачи полномочий правителей? Вопрос интересный, в текущем моменте тема именуется преемственностью, где фигурирует термин преемник, а ещё транзит власти. Пока с этим особых проблем не было, во всяком случае, в 21 веке, временную пересменку 2008-2012 можно не считать, ибо все всё понимали и сильно испортить картину маслом ничто не смогло. Более того, на мой взгляд, даже пошло на пользу, в том числе на пользу понимания архиважности вопроса, когда всё больше понимания, что Путин не вечный (он сам это понимает, потому и «Время Героев»).
Но то в текущем моменте, а в недавнем советском прошлом хоть транзита с преемственностью и не было, но персоны менялись относительно мирно, однако назвать происходящие перемены удачными язык не повернётся, спасибо, что без обильного кровопролития.
Тем не менее, большое, как водится, видится на расстоянии. Можно и по-другому, например, с высоты полёта птицы. И тогда картина предстанет совсем в другом масле: поскольку история России – это минимум тысяча лет (славянский календарь, как договорились, на паузу), то в ней случалось всякое, но есть нюанс.
На фоне калейдоскопа европейских монархов, где зачастую «транзит» осуществлялся отсечением головы предшественнику, у нас, во время и после чудесной метаморфозы с Великими князьями, породившими Царя Всея Руси, подобного не наблюдалось. Ну почти. Интриг, конечно, бывало предостаточно. Но тут важно не перепутать и не вешать ни на кого ложных ярлыков, особенно на фоне вышеупомянутых правителей Европы, которые в крови по… в общем, вам по пояс будет. Как, к примеру, повесили всех собак на Ивана IV Грозного, ведущего свой, белее чем 700-летний, род от Рюрика, о чём наш Царь всегда упоминал в своих письмах европейским монархам, именуя их не иначе, как безродными выскочками (а то и похлеще). И поделом. Свои письма, кстати, Иван Васильевич всегда чётко датировал тем самым годом «от Сотворения мира» из славянского календаря, но это так, к слову.
Таким образом, констатируем: род Рюриковичей, с небольшими перерывами, правил в России (на Руси) более 700 лет, превратив разрозненные княжества сначала в Московское царство, а затем и в великую Русь. Буду благодарен, если читатели приведут хотя бы один исторический пример из других стран, сопоставимый с предложенным. Сдаётся мне, что такую сову на глобус натянуть не по силам даже британским учёным. Китайские династии Шан-Инь и Чжоу, вроде бы правившие по 500-700 лет, не предлагать, это всё до н.э., иначе вернусь к славянскому календарю. То же самое касается персидской династии Элам, якобы правившей почти 2470 лет – это тоже до н.э., откуда «миллеры» славян вообще выкинули.
Проехали, двигаемся далее, осталось совсем чуть-чуть.
Итак, после Ивана Грозного род Рюриковичей прервался (был, правда, краткий период его сына Фёдора Иоанновича), но не совсем. Скажем так: через несколько лет Смутного времени, где мелькнули польские короли и королевичи, Годуновы, Шуйские и пр., был, наконец, в 1613 году коронован Михаил Романов, родственник, между прочим, Ивана Васильевича (по его жене Анастасии Романовне). Подробности здесь ни к чему, важно другое: именно родственная близость к роду Рюриковичей также сыграла роль в выборе преемника и, в каком-то смысле, это логичное продолжение линии прежних правителей.
Тем не менее, памятуя о сове и глобусе, натягивать одно на другое и растягивать 700 лет на 1000 вовсе не предлагаю, а констатирую: последующие 300 лет правления Дома Романовых – это, пожалуй, ещё один пример, не имеющий аналогов в мире в сопоставимую эпоху, именуемую «средневековьем» и выше. Или имеющий? Тогда примеры в студию. Только давайте не забывать, что именно Романовы построили (не без проблем и перекосов) ту самую империю, над которой никогда не заходило солнце, а в её расцвете и без её согласия в Европе не могла пальнуть ни одна пушка. И все европейские «безродные выскочки» рвались с ней породниться.
P.S.
Всё сказанное выше вновь и вновь выпукло показывает, что судьба России сильно зависит от государственно-общественного устройства, где самым эффективным является жёсткая вертикаль власти и принцип единоначалия, что подтверждено веками и тысячелетиями. И развалить такую конструкцию извне невозможно, только изнутри. О чём предлагаю всем нам никогда не забывать, ибо касается каждого из нас.
Самодержавие, как наиболее подходящую форму правления России, блестяще обосновал, кстати, тот же Карамзин, а Достоевский не менее ярко проследил рождение «бесов», которые всё и развалили.