Угроза вторжения Китая в Тайвань растет с каждым днем. Что США могут сделать, чтобы это остановить
В своем выступлении по случаю 100-летия коммунистической партии Китая на прошлой неделе председатель Си Цзиньпин заявил, что Китай никогда не издевался над людьми и не угнетал их. Однако именно это Пекин делает с Тайванем, и его усиливающаяся агрессия против демократического острова все больше вызывает опасения, что он попытается захватить его силой.
В течение многих лет мировые лидеры не решались ответить на военную агрессию Китая в регионе. Но усиливающаяся риторика Пекина и военные события подталкивают Вашингтон и его союзников к совместной работе, чего раньше никогда не было. Буквально в понедельник заместитель премьер-министра Японии Таро Асо заявил, что в случае нападения на Тайвань «Япония и США должны вместе защищать Тайвань».
«Объединение Тайваня силой» так политика Китая существует с тех пор, как председатель Мао Цзэдун ввел этот термин. Хотя начало корейской войны избавило Тайвань от такой участи в то время, неосуществленные чаяния Китая продолжают преследовать Коммунистическую партию. В последние годы Си связал аннексию Тайваня, который отделился от материковой части Китая в результате гражданской войны в 1949 году, со своей «китайской мечтой» о «великом обновлении китайской нации». В глазах элиты Коммунистической партии объединение Тайваня является последним шагом к тому, чтобы Китай снова стал Великим.
Коммунистическая партия теперь контролирует самую мощную армию в Азии, Народно-освободительную армию, и растущее чувство Пекина срочности аннексии Тайваня проявляется в серьезных изменениях в его военной позиции. Пекин понимает, что Соединенные Штаты являются наиболее серьезным препятствием на пути к завоеванию Тайваня, и преобразовал свои силы, чтобы специально компенсировать оперативные преимущества США на Тихоокеанском театре военных действий. С этой целью китайские военные разработали противокорабельные баллистические ракеты, ударные подводные лодки и множество воздушных и военно-морских платформ для проведения атак с целью сокрушения врагов, и все они поддерживаются космическими системами, которые делают их более интегрированными и смертоносными.
В совокупности появление Китая в качестве почти равного военного конкурента Соединенным Штатам представляет собой единственную величайшую стратегическую проблему, стоящую перед Вашингтоном. Темпы и интенсивность военной модернизации Китая, похоже, застали американских лидеров врасплох. Возможно, это связано не столько с мастерством Пекина скрывать свои усилия, сколько с самодовольным пренебрежением Вашингтона амбициозным стремлением Коммунистической партии к национальному омоложению как средству бросить вызов мировому порядку после холодной войны, возглавляемому Америкой.
В этих условиях невозможно точно предсказать, когда Китай может предпринять полномасштабное вторжение на Тайвань. Учитывая связанные с этим сложности, даже у Си может не быть точной временной шкалы. Однако наличие значительного военного дисбаланса между Китаем и Тайванем — когда гораздо более могущественная сторона намеревается поставить другую под политическое господство — увеличивает вероятность и соблазн войны.
Несомненно то, что Коммунистическая партия уже принимает меры против Тайваня. В течение многих лет он проводил умышленные и последовательные военные провокации на пороге вооруженного конфликта с целью сузить пространство, в котором могут действовать тайваньские вооруженные силы. Эти операции создали серьезные проблемы для тайваньских лидеров, которые должны тщательно выверять свои ответы в соответствии с уровнем двусмысленности и различной степени серьезности.
Такие субконфликтные операции, известные как агрессия в серой зоне, включают частые вторжения в воздушное пространство истребителей Народно-освободительной армии, демонстрацию силы китайскими военными кораблями вокруг Тайваня, кибератаки и кампании дезинформации, направленные на деморализацию тайваньского общества и подрыв народной поддержки правительства в Тайбэе.
Вскоре, возможно, мы увидим эскалацию, не считая тотальной войны. Возможны перестрелки между китайскими и тайваньскими войсками, маломасштабные ракетные удары и захват Китаем внешних островов Тайваня. Если заявка Си на третий срок на 20-м съезде Коммунистической партии Китая в 2022 году провалится из-за внутренней оппозиции, военные действия против Тайваня могут подтвердить его репутацию как сторонника великого подъема Китая и сильного лидера, который может противостоять так называемым гегемонистским силам Америки.
Однако тотальная война вряд ли произойдет в ближайшем будущем, поскольку Народно-освободительная армия все еще нуждается в решении серьезных оперативных проблем, чтобы организовать морское вторжение на Тайвань. Но Коммунистическая партия объявила, что вооруженные силы будут полностью модернизированы к 2027 году, что может быть, когда Китай увидит окно возможностей для полномасштабного вторжения на Тайвань. Факторы, которые могут склонить Пекин к такому военному авантюризму, включают ослабление сдерживания США и продолжающийся отказ Тайваня в проведении важнейших военных реформ.
Сдерживание этого потенциального конфликта требует, чтобы Соединенные Штаты и Тайвань создали неопределенность в умах правительственных элит Китая, убедительно продемонстрировав при этом способность навязывать неприемлемые издержки, если Пекин выберет конфликт. Это означает, что Тайвань должен быстро укрепить краткосрочные боевые возможности и готовность к обороне на основе асимметричной войны.
Это может быть достигнуто путем полной реализации и институционализации приоритетов модернизации вооруженных сил, предписанных общей концепцией обороны Тайваня, которую правительство США решительно одобрило, поскольку оно эффективно направит ограниченные ресурсы Тайваня на системы, которые напрямую улучшают его оборонную стратегию. ODC стремится максимизировать боевую мощь Тайваня, чтобы пережить нападение Китая, нарушить поток операций Китая и отрицать эффективность своей военной миссии. Оборонные закупки Тайваня должны быть сосредоточены на системах, которые являются экономически эффективными, доступными в большом количестве, мобильными, живучими и смертоносными.
Соединенным Штатам, со своей стороны, следует сделать приоритетом оборонную готовность Тайваня и работать с Тайбэем над скорейшим реформированием и реализацией его оборонной стратегии, одновременно оптимизируя свою систему закупок путем создания совместной американо-тайваньской рабочей группы, которая сосредоточится на реализации ODC.
Более того, США должны разместить запасы боеприпасов, запасных частей и другого ключевого оборонного оборудования, которое могло бы напрямую повысить готовность Тайваня к войне. Это также продемонстрировало бы приверженность и политическую волю США. Конгресс мог бы смоделировать эту инициативу на основе программы военных резервов для союзников, которую он поддерживает с Израилем.
Соединенным Штатам также следует уделять первоочередное внимание наращиванию потенциала союзников и сил США, которые могут работать вместе над устранением критических уязвимостей освободительной армии в чрезвычайных ситуациях на Тайване. Вместе они должны разработать средства, позволяющие разрушить, опровергнуть, унизить, уничтожить или обмануть китайские военные активы, тем самым не давая им добиться военного успеха против Тайваня. Это значительно усилит надежное сдерживание — и это может предотвратить войну.
Угроза китайской военной агрессии больше не является гипотетической; операции в серой зоне уже начались. Если агрессия Коммунистической партии продолжит эскалацию, станет вероятным полномасштабное нападение на Тайвань с экономическими и военными последствиями, которые потрясут мир. Вопрос не в том, должны ли США защищать Тайвань во время войны, а в том, как вообще предотвратить войну. Пришло время укрепить сотрудничество США и Тайваня в сфере безопасности для обеспечения мира в Тайваньском проливе.
По материалам NbcNews