Россия начнет скрытно минировать пути из Одессы к Босфору
С чего вдруг наши военные в пятницу официально предупредили мир о нарастающих опасностях плавания в Черном море?
Весьма многозначительное, на мой взгляд, предупреждение 14 июля распространило Министерство обороны РФ. По информации ведомства, «командованием Черноморского флота объявлено предупреждение мореплавателям о наличии минной опасности на судоходном маршруте в северо-западной части Черного моря. Предупреждение мореплавателей обусловлено обнаружением украинской морской мины, которая бесконтрольно дрейфовала, создавая угрозу для безопасного плавания гражданским судам».
Вас ничего не удивило в этом сообщении? Если так, то, считаю, — напрасно.
Во-первых, не очень понятно, каким образом нашим военным морякам вообще удалось обнаружить украинскую мину в северо-западной части Черного моря? Сделать это достаточно затруднительно хотя бы потому, что российские боевые корабли и вспомогательные суда уже примерно уж год как вообще не суются в этот район близ Одессы.
По крайней мере, после того, как где-то там 14 апреля 2022 года после украинского ракетного удара с береговой стартовой позиции был сначала затоплен гвардейский ракетный крейсер «Москва». А затем, чуть более чем через два месяца (17 июня), возле острова Змеиный тем же способом на дно морское врагом был отправлен и достаточно новый (полученный от промышленности лишь в 2017 году) черноморский буксир СБ-739 «Спасатель Василий Бех».
А во-вторых, если мы каким-то образом все же и обнаружили на днях дрейфующую мину, то, по обычной моряцкой логике, должны бы были ее и уничтожить на месте. Подрывным зарядом или расстреляв из корабельной артиллерии или пулеметов. Ну, чтобы обезопасить международные торговые пути.
Но, как можете убедиться, про эту такую победу в заявлении Минобороны — ни полсловечка. Словом, легко предположить, что если эта мина и не придумана где-то в наших штабах, то она продолжает «гулять» по воле волн. И где окажется через сутки-двое — кто ж ее знает?
Я почему про «если и не придумана»? Потому что это предупреждение о минной опасности в Черном море с точки зрения Москвы появилось как-то очень кстати. Как вы помните, уже в начале грядущей недели, 17 июля, истекает срок международного соглашения, по которому Россия согласилась гарантировать Киеву безопасный экспорт ее зерна через Черное море. Взамен ООН обязалась обеспечить бесперебойность российского экспорта сельскохозяйственных товаров и удобрений.
Однако вопреки договоренностям, «освященным» личными поручительствами генсека ООН Антониу Гутерриша, эта организованная год назад морская «улица» от Одессы к Босфору получилась с односторонним движением. То есть — украинское продовольствие миллионами тонн исправно отправлялось туда, куда хотелось Киеву.
А все, что касалось и касается экономических интересов Москвы, — по боку! Как признал в субботу Координационный центр ООН: «Соглашение от 22 июля 2022 года разрешает также экспорт (российских — „СП“) удобрений, в том числе аммиака. Однако в рамках инициативы ни одного судна с удобрениями отправлено не было».
Как отметили в Координационном центре, экспорт удобрений зависит от ситуации с аммиакопроводом Тольятти-Одесса, взорванным украинцами на собственной территории 5 июня 2023 года. Но «на данный момент его статус неизвестен».
Естественно, российская сторона заявила, что так дальше продолжаться не может. Или зерновая сделка будет исполняться всеми ее участниками в полном объеме — или мы из нее выходим с понедельника. Со всеми вытекающими последствиями для судоходства через район Черного моря, в котором продолжаются интенсивные боевые действия.
Такая постановка вопроса уже вызвала форменную истерику во многих столицах. Ведь речь идет о миллиардных экономических интересах слишком многих. Не в последнюю очередь — Турции, которая, сидя на Босфоре и превратившись таким образом в настоящий продовольственный хаб, весь год активно стригла свои «купоны». И хотела бы заниматься этим и впредь.
Ведь по состоянию на середину мая 2023 года соглашение обеспечило транзит через Стамбул с соответствующими выплатами в турецкую казну более 950 огромных судов-зерновозов. В их грузовых трюмах было переправлено в 40 стран из украинских портов более 30 млн тонн зерна и продуктов питания.
Про заинтересованность в продолжении этого процесса Украины и говорить нечего. После фактической потери ею в Донбассе и по обеим берегам Днепра очень развитой со времен СССР металлургической отрасли, в последние десятилетия приносившей Киеву львиную долю его валютных доходов, продовольствие для так и не состоявшейся посреди лучших в мире черноземов «аграрной сверхдержавы» остается для нее последней надеждой на добычу хоть каких-то долларов и евро.
Поэтому за «зерновую сделку», которая пока приносит в украинскую казну до 500 миллионов долларов ежемесячно, с объявленной смертельным врагом Россией там тоже держатся обеими руками.
Ну, а что дорого сегодняшней нацисткой Украине, то очень близко к политическому сердцу принимают и бережно опекающие ее Соединенные Штаты. Поэтому и оттуда несутся призывы к России соглашение по безопасной транспортировке «самостийного» продовольствия продлить любой ценой. Но многократно «обманутая» партнерами даже здесь Москва, кажется, уперлась всерьез: «Или вы начинаете учитывать наши интересы, или — до свидания!».
Владимир Путин на днях даже же назвал зерновое соглашение «так называемым». И подвел собственные промежуточные итоги: «Ну, хватит, в конце концов!».
По его словам, западные страны и не собираются выполнять взятые на себя обязательства. «Мы можем приостановить наше участие в этой сделке. И если все в очередной раз скажут, что данные нам обещания будут исполнены, — ну, пусть исполнят эти обещания. И мы сразу же присоединимся к сделке», — заключил президент РФ.
На этом фоне повсюду начались военно-политические гадания на тему: а что случится в Черном море сразу после наступающего понедельника?
Скажем, близкая к Анкаре азербайджанская газета The Azeri Times написала: «Турция и Украина подтвердили, что зерновое соглашение будет сохраняться, независимо от потенциального выхода России. Безопасность транспортных коридоров будет обеспечена военно-морскими силами Турции. Турецкий флот сможет гарантировать зерновую сделку, если из нее выйдет Россия».
Это как? Турецкие корветы, фрегаты и эсминцы станут прямо в Одессе сбивать разноплеменные суда-зерновозы в мощные военно-морские конвои? И до самого Босфора своими пушками, торпедами и ракетными установками примутся охранять их от потенциальных набегов российского Черноморского флота? Больше-то в тех краях налетать на транспорты с украинским зерном даже теоретически больше некому.
Но такое развитие событий — это почти новая русско-турецкая война. Не станем в таком кошмарном контексте говорить про нашу ядерную страну. А Анкара-то к такой битве за интересы Киева готова?
Со своим видением ситуации на днях в крупнейшей германской газете Bild выступил известный британский военно-морской эксперт Хай Саттон. По его мнению, в случае провала зерновой сделки Россия с целью экономического удушения Украины может своими боевыми кораблями организовать морскую блокаду Одессы. Для этого, полагает Саттон, у Москвы есть такие возможности:
— после соответствующих предупреждений надводные корабли Черноморского флота РФ могут начать атаковать торговые суда, которые выходят из Одессы;
— атаковать зерновозы на переходе морем подводными лодками, базирующимися в Севастополе;
— обстреливать эти суда с боевых самолетов;
— скрытно минировать пути перехода к Босфору, обвинив в этом Украину.
Саттон, правда, предложил и еще один собственный вариант действий для России — высадить наш десант прямо на одесские причалы. Но не станем тратить время на обсуждение этой заведомой ахинеи. Просто потому, что в начальном плане СВО нечто подобное Генштаб ВС РФ, несомненно, планировал. Недаром к февралю 2022-го сразу шесть больших десантных кораблей, совершив длительные переходы вокруг всей Европы, были переброшены в Севастополь с Балтийского и Северного флотов.
Однако тогда десант под Одессу замышлялся как часть крупной стратегической операции по принуждению Украины к миру. С началом реальных боевых действий он сразу же полетел ко всем чертям. Как и большинство прочих, приготовленных перед началом СВО, планов.
А вот мысль Саттона относительно гипотетического минирования маршрутов движения транспортов с украинским продовольствием явно не лишена здравого смысла.
Легко представить такой вариант срыва нами несанкционированных Москвой перевозок из Одессы. С помощью подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» (каждая способна принимать на борт до 24 мин) или любым иным способом в мелководном северо-западном районе Черного моря скрытно ставятся взрывные заграждения из устаревших ЯМ-1 (якорная мина 1941 года) и ЯРМ (якорная речная мина 1954 года).
Почему именно названных типов? Потому что точно такими сами украинцы в период с 25 февраля по 4 марта 2022 года достаточно безалаберно пытались прикрывать подходы к важнейшим своим портам.
По открытой информации, всего в волны Черного и Азовского морей ВМСУ было сброшено 420 единиц ЯМ-1 и ЯРМ. Как и следовало ожидать, часть этих заграждений штормами уже посрывало с якорей и разбросало невесть куда. Уже к концу марта того же года по одной беспорядочно дрейфующей ЯМ-1 было обнаружено у побережья Румынии и Болгарии.
24 октября 2022 года одна из украинских мин была обнаружена у самого входа в Босфор. Как сообщила турецкая газета Milliyet, «в западной части Черного моря были начаты мероприятия по наблюдению за минами с воздуха с помощью морских патрульных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), а также с моря с помощью минно-тральных и патрульных кораблей в координации с командованием береговой охраны и другими учреждениями. Босфор также был взят под наблюдение с помощью электрооптических систем наблюдения. Также поддерживается высокая готовность спецназа SAS (подводных команд) к обнаружению мин».
А уж сколько этих «подарков» ни в чем не повинным судоводителям вынесло на украинские пляжи — просто не счесть! Так что опасность существует. И вполне реальная.
Но что нам стоит ее малость усугубить, добавив плотности в уже выставленные ВМСУ минные поля? Особой информацией не располагаю, но убежден, что если уж украинцы на своих складах отыскали сотни ЯМ-1 и ЯРМ, то уж в российских-то бескрайних арсеналах этого древнего «добра» — думаю, просто завались!
А самостоятельно вытралить эту опасность с международных морских торговых путей Украина давно не в состоянии. Во всяком случае — с 25 августе 2022 года, когда под ракетными ударами российской авиации все в той же северо-западной части Черного моря погиб единственный тральщик ВМСУ прибрежного плавания «Геническ».
Причем, наши морские мины от украинских отличить совершенно невозможно ни одной экспертизе мира. Поскольку они совершенно точно изготовлены в одних и тех же советских еще производственных цехах.
Поэтому в случае, если какому-то судну, выходящему из Одессы, на самом деле не повезет зацепить такую, обвинять в подрыве нашу страну будет просто странно. Ибо про минные постановки ВМСУ в тех водах знает весь мир. А про наши усилия в этом смысле ничего никто не слышал. И не должен услышать в любом случае. Будем мы тайно «уплотнять» украинские подводные заграждения или не будем.
В свете этих рассуждений, считаю, распространенное штабом Черноморского флота накануне прекращения действия соглашения о зерновой сделке извещение мореплавателям о возрастании минной опасности в районе Одессы может звучать как концовка давней детской считалочки: «Кто не спрятался — я не виноват!». Не хотите, чтобы так было? Давайте выполнять то, что сами давно понаподписывали в соглашении о зерновой сделке.