Целились в Россию — выбили Прибалтику: польский ответ на российско-белорусские санкции парализовал латвийский транзит

Целились в Россию — выбили Прибалтику: польский ответ на российско-белорусские санкции парализовал латвийский транзит

С начала 2022 года европейские страны ввели 11 пакетов санкций, в рамках которых ограничили поставки товаров в Россию. Однако Москва сразу же занялась оформлением параллельного импорта, что привело к запретам на перевозку товаров в странах Прибалтики и Польше. Бывшие республики Советского Союза озлобленно пытались перекрыть кислород в Калининград, но Кремль успел разобраться и с этим.

Однако недавно Польша ввела новые санкции на перевозку товаров по своей территории, желая выстрелить в голову глобальной логистике Кремля, но промахнулась и попала в Литву и Латвию, да так сильно, что последние до сих пор не могут отойти.

Как новые санкции повлияли на экономику России и Прибалтики и причём здесь фуры? Давайте разбираться.

Все собрались в одном месте

Из-за санкций, ограничивающих транзитные поставки из Польши в Россию и Белоруссию, Прибалтика прыгала от радости. Ведь теперь все передвижения будут проходить через её страны, налог — поступать в её кошелёк, и вообще жизнь станет лучше! Но в реальности всё оказалось немного не так.

Раньше практически весь транзит из России в Европу проходил через Польшу и прибалтийские страны. Сейчас Варшава полностью остановила этот поток, закрыв практически все пропускные пункты на российской и белорусской границе. Да, большое количество фур на границе бывших советских республик действительно внушали последним надежды на золотые горы, но есть один нюанс.

Литва и Латвия, увы, не Москва, то есть не резиновые. И количество машин на пропускных пунктах стало расти, как на дрожжах. А санкции и упразднение зелёного билета, упрощающего проезд на территорию стран, никто не отменял. Так на границах образовались километровые пробки, по времени занимающие более 50 часов. Что же это означает для Вильнюса и Риги?

«Доходы литовского транспортного сектора зависят от экспортных рынков — стран, входящих в ЕС и пространство СНГ. Оценивая данные Банка Литвы, можно заметить, что в прошлом году 73% от общего объема экспортной выручки транспортного сектора страны пришлось на рынки ЕС, где доверие потребителей в настоящее время снижается», — отмечает экономист Александр Изгородин.

Генеральный секретарь Linava Зенонас Буйвидас утверждает, что последние данные о росте средней задолженности на одну транспортную компанию вызывают всё большую обеспокоенность из-за ухудшения экономического положения малых и средних предприятий. Малый транспортный бизнес Литвы и Латвии вязнет в долгах, стране не хватает кадров. Как же правительство стран собирается разбираться с накопившимися проблемами?

Никогда такого не было и вот опять

Если расширять количество приграничных постов, то у атлантических хозяев возникнут вопросы и пререкания, а на это прибалтийские власти пойти не могут. Поэтому всё, что остаётся, — с грустью наблюдать, как страна самостоятельно пожирает себя, не в силах раскрыть транзитный потенциал, золотые горы им только снятся. Но что будут делать с задержкой груза Россия и Белоруссия?

«Сегодня на контроле министерств транспорта России и Беларуси находится важное межведомственное соглашение о номенклатуре и годовых объемах белорусских грузов, которые перевозятся как по железной дороге, так и в транзитном исполнении либо до портов. 

К текущему моменту определен перечень из 20 российских портов, куда будут доставляться белорусские товары. Резервируются поставки 20 млн т грузов всех видов: от нефтепродуктов до деревообработки. Планируется, что до конца года все вопросы должны быть урегулированы», — рассказал Александр Приходько, научный сотрудник РАН.

Россия откроет новые порты на своей территории и в дружественных странах, наладит логистику. Да, это потребует  времени и ресурсов, но результат себя оправдает сразу же, потому что объём поставок через параллельный импорт по внутренним каналам позволит странам развивать экономику в портовых городах. А без транзитной выручки бывшим советским республикам будет попросту нечем кормиться, ибо своего производства у них нет, разве что маленький заводик со шпротами, а паразитировать останется не на чем.

Вот и получается, что от сильной радости Прибалтике настолько затуманило глаза, что она не успела заметить, как щенячий восторг от крупных денег вызвал у неё непроходимость. А Россия продолжает развиваться и, открывая новые пункты транзита, реализует классическую шахматную вилку. А как мы знаем, это не только столовый прибор, но иногда и орудие самообороны, а в редких случаях и нападения. 

Источник