Ответ на подрыв Крымского моста ждут под Харьковом
Массированная атака украинских дронов на территорию Восточного Крыма в ночь на 18 июля свидетельствует, что Киев намерен продолжать попытки вывести из строя мост в Керченском проливе. Не имея значительных успехов на фронте, украинское руководство будет пытаться и дальше ослабить тылы Российской армии на юге. После прекращения зерновой сделки Москва, видимо, будет учитывать этот фактор – российские войска уже в ночь на вторник бомбили портовые сооружения Одессы и проводят масштабное наступление к юго-западу от Харькова.
Как сообщило Минобороны РФ, «групповой удар возмездия высокоточным оружием морского базирования был нанесен по объектам, где готовились террористические акты против РФ с применением безэкипажных катеров, а также месту их изготовления на судоремонтном заводе в районе города Одесса». Отмечается, что «все спланированные к удару цели поражены. Зафиксированы пожары и детонация на уничтоженных объектах». При этом вдоль всей линии боевого соприкосновения велась активная оборона, а на Купянском направлении подразделения Западной группировки войск РФ продолжали успешные наступательные действия в своей зоне ответственности. «Общее продвижение составило до 2 км по фронту и до 1,5 км в глубину», – отметили в российском военном ведомстве.
Купянск – город в Харьковской области, крупный железнодорожный узел, который ранее уже занимали российские войска, однако осенью 2022 года в результате контратак были вытеснены соединениями Вооруженных сил Украины (ВСУ). Теперь Российская армия предпринимает вторую попытку взять под контроль эту территорию, которая в случае успеха создаст буферную зону и исключит нанесение бомбовых ударов по приграничным российским районам.
По оценкам Киева, «целями российских сил являются: вытеснение украинской армии за реку Жеребец, возвращение контроля над городами Купянск и Лиман (Красный Лиман), а также территориями до Оскольского водохранилища». И для этого, как считают в Киеве, там собрана крупная группировка Вооруженных сил РФ. Представитель восточной группировки Вооруженных сил Украины полковник Сергей Череватый заявил СМИ о том, что российское командование сосредоточило на лимано-купянском направлении более 100 тыс. солдат и офицеров. «Там также в группировке «Запад» сосредоточено «более 900 танков, более 555 артиллерийских систем, 370 РСЗО (реактивных систем залпового огня. – «НГ»), – отметил Череватый. О наступлении российских войск на этом направлении ранее сообщал и командующий Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковник Александр Сырский.
«Наступление Российской армии в Харьковской области и на севере Донбасса оттягивает значительные силы противника, сдерживая его контрнаступательные действия на юге, – говорит военный эксперт генерал-лейтенант в отставке Юрий Неткачев. – Под Харьковом ничто не может помешать снабжению наших войск, и там, я уверен, возможен стратегический успех наших наступающих соединений».
Между тем эксперт считает, что у ВСУ еще остались значительные резервы. «При поддержке США и других стран НАТО Киевом накапливаются и производятся высокоточные вооружения и ударные дроны морского и воздушного базирования, которые опять могут использоваться по целям в Керченском проливе, чтобы затруднить или попытаться полностью исключить снабжение войск по Керченскому мосту, – отмечает Неткачев. – Поэтому из теракта 17 июля нужно извлечь уроки».
Фото ReutersОб этом же говорят и другие военные эксперты. Автор Telegram-канала «Позывной Брюс» Александр Симонов считает, что «удар по Крымскому мосту «в очередной раз поднял тему защиты объектов от морских беспилотников. При этом он напоминает, что «в НАТО перспективность использования морских безэкипажных систем осознали еще в далеком 2018 году. Тогда на саммите в Брюсселе альянс запустил специальную инициативу Maritime Unmanned Systems, которая призвана объединить усилия ее участников (16 стран) по разработке морских беспилотников и их интеграции в морскую операционную среду». Симонов считает, что к этой программе была подключена Украина. «Буквально в марте украинская делегация посещала региональный штаб ВМС США в Бахрейне, где ознакомилась с американским опытом использования беспилотных систем и искусственного интеллекта при проведении морских операций в регионе», – отмечает эксперт и делает неутешительный вывод: если бы в России «ответственные за контроль западной военной мысли люди и их начальники вовремя обращали внимание на концептуальные изменения в стане НАТО, то никакой Крымский мост нам бы ни о чем в «очередной раз» не напоминал».
Председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих, капитан первого ранга в отставке Олег Шведков заявил, что «упущенные возможности по усилению защиты Крымского моста видны невооруженным взглядом». Например, не были приняты меры по инженерно-защитному оборудованию опор моста, которые, по его мнению, можно оградить специальными металлическими сетями. Также можно было выставить пассивные акустические буи для мониторинга ситуации. «На кораблях охранения должны работать гидроакустические станции – они услышат шум винтов. Хотя там много чего движется вокруг, гидроакустики должны иметь базу шумов, уметь выявлять именно шумы от морских дронов», – поясняет эксперт. «Надо было бы боновую сеть натянуть в акватории вдоль моста и выставить пару буксиров, чтобы они убирали ее для прохода в обозначенных фарватерах наших кораблей и судов. Конечно, была бы морская пробка, но связанные с этим издержки и проблемы на порядок дешевле ремонта моста», – считает Шведков.
Он уверен, что наряду с усилением мер по охране и обороне Крымского моста руководству страны надо извлечь уроки и определить ответственных лиц, которые допустили теракт в Керченском проливе. «ВСУ нашли бреши в системе обороны моста и подорвали его. Это уже второй подрыв, мост становится престижной целью. Встает вопрос: с кого спрашивать за упущения? Какая из силовых структур отвечала за безопасность Крымского моста? На эти вопросы должен быть дан ответ», – уверен эксперт.