«Армата» наконец-то поучаствовала в СВО официально
В ходе боевых действий в зоне СВО российская группировка войск «Юг» применяла новейшие танки Т-14 «Армата», сообщает ТАСС со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе.
По словам источника, несколько основных боевых машин Т-14 «участвовали в бою, чтобы посмотреть, как проявит себя танк», после этого «Арматы» были выведены с передовой. Он уточнил, что «все боевые испытания танка Т-14 еще продолжаются». В то же время, по словам другого источника агентства, танки «Армата» уже поступили на вооружение некоторых подразделений в Южном военном округе.
Надо сказать, что официальных сообщений об использовании «Арматы» в ходе СВО до настоящего времени не поступало. Однако ранее различные масс-медиа сообщали об их присутствии в зоне конфликта.
Так, в мае нынешнего года американское издание Military Watch Magazine (MWM) сообщило что танк Т-14 появился в зоне проведения СВО.
Эксперты издания изучили видео в соцсетях западных стран и обратили внимание на особенности ведения огня некоторых российских боевых машин по позициям ВСУ. После этого MWM заключил, что на ролике заснята работа Т-14 «Армата», который является удивительно устойчивым танком, чему способствует броня эффективной толщиной более 900 миллиметров в сочетании с динамической защитой «Малахит» и активной защитой Афганит», отмечало издание.
Чуть ранее, в апреле, РИА Новости сообщило, что «Армата» используется российскими бойцами для ударов по позициям ВСУ. В то же время источник агентства уточнил, что в прямых штурмовых действиях танк не использовался, хотя его экипажи отрабатывали боевое слаживание на полигонах одного из регионов Донбасса, соответствующий видеоролик появлялся в сети в декабре 2022 года. Источник добавил, что для выполнения задач в зоне СВО танк снабжен дополнительной защитой борта от противотанковых снарядов неприятеля.
Наконец, еще в феврале некоторые телеграмм-каналы сообщили о присутствии «Арматы» на границе Ростовской области. И вскоре канал «Военкоры Русской Весны» выложил ролик, на котором продемонстрирована работа Т-14 в зоне СВО.
По мнению военного эксперта, заместителя президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, ограниченное использование «Арматы» в ходе специальной военной операции объясняется некоторыми особенностями конфликта.
— Надо заметить, что машины создавались для современной высокотехнологичной войны с противником, оснащенным соответствующим образом. А здесь для этого танка нет задач, которые он мог бы в соответствии со своими возможностями выполнять на поле боя. Бить по какому-нибудь «Брэдли» — это эффектно, но не рационально.
— Зачем тогда он был задействован в сражениях?
— Его вывели, посмотрели, как он проявляет себя в бою. Сделали какие-то выводы. Танки постоянно совершенствуются, модернизируются, проверяются. С учетом полученного опыта он будет дорабатываться.
— А вообще, какой наш танк лучше всего себя проявил в СВО?
— Это не секрет — конечно, Т-90. Что признается как нашими, так и зарубежными специалистами. Это вообще лучший танк в ходе специальной военной операции. Он показал себя лучше, чем те же немецкие «Леопарды», которые толком так и не дошли до боевого применения. Так что, здесь ответ очевиден.
Военный эксперт, специалист в области бронетанковых вооружений, полковник запаса танковых войск, кандидат военных наук Сергей Суворов напомнил, что работы по совершенствованию танка еще идут.
— Он еще не прошел необходимые госиспытания. Это главная причина, по которой он не используется в ходе нашей военной операции на Украине.
— То есть, информация о том, что танк вроде бы поставляется в войска, не верна?
— Никаких «вроде бы» — Т-14, как и «Курганец» с «Бумерангом» в настоящее время проходят государственные испытания согласно графикам, планам создания этих машин. Так что проверка в реальных боевых действиях на Украине — это тоже один из этапов испытаний.
— Но наши военные будут его использовать в СВО или это, как порой говорят, слишком дорого?
— Мое личное мнение — таких понятий, как «слишком дорого», применительно к боевым действиям вообще не должно употребляться. Нет ничего дороже жизней солдат. А вопрос об использовании «Арматы» будет решать Генштаб.
— Как, на ваш взгляд, проявили себя западные танки в боевых действиях на Украине?
— Можно точно сказать о завышенных ожиданиях от того же «Леопарда», который, как говорили, появится и что-то на полях сражений изменит. Это обычный танк — не лучше и не хуже других. В нашей армии танкистов готовят уничтожать «Леопарды», «Абрамсы», «Челленджеры». Как и ПВО-шников готовят к уничтожению F-16, F-35 и других целей.
Военный эксперт, полковник в отставке Михаил Тимошенко напомнил, что количество выпущенных к настоящему времени танков Т-14 «Армата» пока невелико.
— Хорошо, если выпущено 25−30 штук. Это не серийное производство. Ведь всякая техника, особенно военная, по окончании разработки проходит заводские испытания. Потом идут госиспытания, после которых принимается решение о серийном производстве. Сначала выпускается установочная партия. Процесс запуска в серию не так скор, как хотелось бы.
— Какие вопросы могли решать создатели в случае с «Арматой»?
— Здесь ничего нового — конструкторы всегда стремятся сбалансировать огневую мощь, защищенность и подвижность. Так и здесь. К тому же в случае с «Арматой» экипаж находится в отдельной бронированной капсуле. То есть, использованы пусть не революционные, но некоторые прорывные решения.
К слову сказать, мы не первые, кто пытался создать танк с необитаемой башней — ранее над этим работали шведы, у которых получился своего рода гибрид танка и самоходки. У нас в ситуации с «Арматой» немало времени ушло на создание двигателя, были разные варианты: один был хорош по своим показателям, но сложен в производстве, другой технологичнее, но показатели скромнее. Все же компромисс был найден. Наконец требовалось отработать использование электроники, а также решить вопрос с пушкой. Для этого, видимо, и было принято решение испытать танк в зоне СВО.
— Как эти испытания могли происходить?
— По всей видимости, с закрытых позиций. Хотя это не совсем то, для чего такой танк предназначен, но сегодня эти машины испытывают и таким образом. Помимо этого, думаю, проверялись и процессы, связанные с пополнением боекомплекта, расходом топлива, работой активной защиты нового поколения, тоже нуждающейся в испытаниях в боевой обстановке. В общем, большую работу требовалось провести.