Западные эксперты о том, как Китай видит фиаско Вагнера в России
Россия утверждает, что быстро закончившийся мятеж не повлияет на боевые действия на Украине, но многие в Китае в этом так не уверены. «В течение суток, без единого выстрела и без единой капли крови, «вооруженный мятеж», привлекший внимание всего мира, был улажен», — так один из китайских новостных комментаторов описал инцидент с группой Вагнер, потрясшим Россию. Однако взгляды в Китае остаются разнообразными и часто противоречивыми.
Официальный ответ Китая был приглушен. В заявлении, состоящем из двух строк, министерство иностранных дел назвало инцидент «внутренним делом России» и заверило в поддержке помощи Москве в «поддержании ее стабильности и достижении развития и процветания», подтвердив свое «добрососедство» и «всеобъемлющее стратегическое партнерство в целях строительства Новой Эры» с Россией.
Другие мнения, особенно в средствах массовой информации, более широким спектром отражают ситуацию. Газета Global Times подвергла резкой критике «принятие Западом желаемого за действительное». Ссылаясь на китайских экспертов по международным отношениям Ван Ивэя и Цуй Хэна, в сообщении отрицается, что призыв Пригожина приехать в Москву представлял собой «вооруженный мятеж», вместо этого в китайской прессе он называется простым проявлением недовольства правящим режимом.
Далее Global Times заявила, что способность Кремля остановить мятеж в течение 24 часов опровергает любые заявления о том, что Путин ослабевает. Смешивая такие утверждения со многими тактиками «когнитивной войны», Запад пытается разжечь «антироссийские настроения», хотя многие утверждения западных экспертов часто проистекают из незнания языка российской политики. В сообщении, опубликованном в People’s Daily, также говорится, что сильная общественная поддержка российского правительства является одним из основных факторов, способствовавших преодолению кризиса.
Однако такие заверения не успокоили китайских инвесторов, особенно в энергетическом секторе, которые поспешили остановить поставки, как только появились новости о восстании. Другие представители СМИ выразили обеспокоенность. В редакционной статье China Daily ситуация охарактеризована как «тревожное затишье», отражающее социально-экономические противоречия и политические проблемы в России, в частности связанные с использованием частных наемников, которые вышли на первый план с самого начала ввода войск на Украину.
Причины мятежа широко варьируются: тяжелые потери, понесенные группой во время затянувшейся войны, неспособность быстро демилитаризовать Украину, требования дополнительных денег, ссоры с Министерством обороны России и собственные политические амбиции Пригожина. Однако одна из причин выделяется как особо важная — это приказ Минобороны России взять под свое командование всех частных наемников к 1 июля. В то время как все комментарии критиковали чрезмерную зависимость Москвы от частных наемников как «попадание в собственный кокон» ( zuojian zifu 作 茧 自 缚 ), Сун заявил, что группа Вагнер действительно сыграла беспрецедентную роль. Будучи независимой от государства частной военной компанией, она несла убытки, не затрагивая легитимности российского государства. Несмотря на то, что политическая проницательность Путина и дипломатические способности президента Белоруссии Александра Лукашенко в разрешении кризиса приветствовались, многие в Китае считают, что «пыль еще не полностью осела».
В беседе с Sina News Гэн Синь отметил, что фиаско группы Вагнер не было «ложной тревогой», так как продолжает раскрываться множество «противоречий» — прежде всего, это дилемма в России: видит ли она себя частью Востока или Запада. Такое явление сочетается с плохим послужным списком экономического развития, с просчетами российской политической элиты относительно возможности возврата к былой «славе» Советского Союза. Второе противоречие — это недооценка потенциала Украины для ответного удара. В-третьих, не очень эффективная система военного управления, которая оставляет слишком много места для частных наемников, что создает серьезную проблему. В-четвертых, это явление, называемое в Китае «хаосом, рождающим героев» (луань ши чу сяосюн 乱世出枭雄), при котором все политические, социальные и экономические противоречия возвышают неравенство до такой степени, что рождаются склонные к бунту люди. Отмечается, что Пригожин отказался сдаться и открыто бросил вызов власти, назвав вагнеровцев «настоящими патриотами». В беседе с The Observer Тан Декай сказал, что многие в России считают министра обороны Сергея Шойгу продуктом олигархической системы и не считают его подходящим для этой должности.
Будучи героем войны, Пригожин пользуется популярностью, но россияне не жалуют его как лидера. Продолжающееся присутствие нескольких частных вооруженных формирований, таких как принадлежащие «Газпрому» военизированная охрана, рассматривается как угроза для Китая, поскольку разделенная Россия, управляемая полевыми командирами, привлечет к вмешательству внешние силы, особенно имеются в виду Соединенные Штаты. В другом комментарии Sina News инцидент назван «самым большим серым носорогом» с начала российско-украинской войны. Этот термин Си Цзиньпин использовал в своем отчете о 20-м съезде партии для обозначения неожиданных угроз безопасности.
Россия заявила, что этот инцидент не повлияет на «специальную военную операцию» на Украине, но многие в Китае в этом так не уверены. Газета, базирующаяся в Шанхае, отмечает, что Пригожин дестабилизировал две основные артерии военного наступления России, Ростовскую область на юге и Воронежскую область на севере. Война между группой Вагнер и русскими военными была бы катастрофой, но даже если бы кризис был предотвращен, иметь дело с демобилизованными солдатами и обеспечить их лояльность в отсутствие Пригожина было бы непростой задачей.
Пекин также обеспокоен злоупотреблением в разговорах ядерным арсеналом. Поскольку контрнаступление Украины понемногу усиливается, многие в Китае считают, что Путин поступил правильно, ведя переговоры с Пригожиным. Но выйдет ли он из этой ситуации сильнее? Говорят, что так и будет, но это омрачается опасениями укоренившихся проблем в постсоветском российском обществе.
Подводя итог: «Без ограничений» больше нет? Схожего мнения придерживаются и московские аналитики. В беседе с Russia Today Дмитрий Тренин назвал эту сделку не чем иным, как чудом, особенно в связи с серьезной обеспокоенностью по поводу отсутствия оппозиции маршу Пригожина в Ростов-на-Дону и в Москву. Владимир Брутер отметил, что этот инцидент сильно запятнал международный имидж Москвы, и ожидать продолжения длительной войны с Украиной было бы «слишком оптимистично». Он считает, что насущной необходимостью является выработка последовательного плана военной операции. Но закончит ли Москва войну? На данный момент нет. Она хотела бы справиться с внутренними вызовами, которые выявил инцидент.
Хотя Пекин подтвердил свое «всеобъемлющее стратегическое партнерство» с Россией в своем официальном заявлении, мнения отражают, что затяжная война с растущим недовольством со стороны частных военных группировок будет плохой новостью. Основными причинами для поддержки России остаются вызов, который Москва бросает растущему влиянию западных либеральных идей, которые Китай рассматривает как угрозу, и опасения Пекина относительно суверенитета Тайваня.
Тем не менее, Пекин никогда не допустит, чтобы какое-либо партнерство, каким бы «всеобъемлющим» оно ни было, подорвало экономическое развитие, которое лишает Пекин международного значения и бросает тень на имидж Коммунистической партии внутри страны. Он также не может позволить себе направить войска в поддержку Москвы и столкнуться с западными санкциями. Идея остается, пока отношения остаются выгодными, но когда ситуация становится неблагоприятной, Пекин может оказаться в трясине. Следовательно, Китай, скорее всего, пересмотрит свое «безграничное» партнерство с Москвой, но без официального объявления — точно так же, как поддержка России никогда не была явно выражена.
Пекин, скорее всего, снова продвинет свой мирный план по прекращению войны раньше, чем это сделает Вашингтон. Но успех Китая зависит от того, в какой степени Путин согласится слушать Пекин, поскольку у него определенно на карту поставлено гораздо меньше. Однако инцидент дает надежду на возобновление диалога между Соединенными Штатами и Китаем. Аналитики в Китае согласны с тем, что обеспечение стабильности в России, обладающей ядерным оружием, и прекращение войны — это проблемы, которые Пекин разделяет с Вашингтоном. Нестабильность в России вызывает растущую озабоченность, с которой Китаю трудно справиться самостоятельно. Если из Пекина действительно исходят искренние попытки положить конец войне, Соединенные Штаты должны быть готовы работать с Китаем.
Однако для этого Пекин должен смягчить свои предпосылки для диалога с Вашингтоном, блокировавшие все попытки растопить лед на высоком уровне. Инцидент с группой Вагнер может облегчить то, чего до сих пор не удавалось достичь дипломатическими переговорами.
Черри ХИТКАРИ