Не «Калибр» и даже не «Искандер». Какую российскую ракету считают наиболее опасной в штабах Североатлантического Альянса

Не "Калибр" и даже не "Искандер". Какую российскую ракету считают наиболее опасной в штабах Североатлантического Альянса
За последние 500 с небольшим дней мы уже успели отчасти разобраться, какие наши виды вооружений действительно хороши и способны противостоять любым самым технологичным видам западного оружия, а какие оказались перехваленными, или элементарно не доведенными до ума. Многие системы действительно, как ни стараются превратить эту фразу в некую насмешку, не имеют аналогов, и больше того, даже разработок, способных угрозу от них полноценно парировать. Особенно это касается высокоточных ракет. И речь пойдет не об «Искандерах», которые чудо как хороши в своём классе, но имеют ряд особенностей, ограничивающих их возможности. В частности, дальность действия. И не о «Калибрах», которые на Западе считают аналогом не самых новых «Томагавков». Одним из фаворитов и хитов ракетного рынка последних полутора лет стали противокорабельные ракеты П-800 «Оникс». Сбить их пока не получилось ни у NASAMS и Ирис-Т, ни у Пэтриотов и у других, менее дальнобойных иностранных противоракетных установок. Даже одна известная своими сказочными результатами служба противовоздушной обороны на днях честно призналась, что «Ониксы» слишком хороши и быстры, и этот орешек им не по зубам.

Первые работы по комплексу П-800 начались ещё в середине 70-х годов, как советский ответ на легендарные высокоточные американские ракеты «Гарпун» фирмы McDonnell Douglas (ныне часть Боинга) и не менее меткие ПКР «Экзосет» французского концерна Aérospatiale (ныне MBDA). Обе они достаточно сильно повлияли на теорию и практику современного морского боя. Партия и правительство потребовали от конструкторов чего-то ещё более дальнобойного, с более мощной боевой частью и с равнозначным показателем КВО, тем более к тому времени в противокорабельных системах наметилось некое отставание, и наверстывать его нужно было самым решительным образом. А ещё новые ракеты должны были быть сверхзвуковыми, чтобы с гарантией преодолевать быстро развивавшиеся, по крайней мере на бумаге, системы ПРО американских военно-морских сил. И ко всему прочему, их противокорабельный статус был всего лишь небольшой хитростью, поскольку на своей максимальной дальности они попадали под уничтоженный недавно усилиями американцев договор о системах малой и средней дальности. Изначально же планировалось, что это не будут узкоспециализированные корабельные ракеты и уже на уровне конструктивного резерва в них делался упор на очень высокую универсальность.

Полностью ракеты были готовы к госиспытаниям к началу 1987 года, но договор о сокращении ракет малой и средней дальности и общее обнищание советской военки, в последние годы СССР, эту работу сильно притормозили. Однако, коллектив реутовского НПОМаш, под руководством великого, не побоюсь этого слова, конструктора, Герберта Ефремова, успели сотворить уже на обломках Советской военки настоящий шедевр. Сотворить и сохранить, ибо в те годы, когда американцы открывали ногой двери в наши самые секретные КБ, делать это было непросто. И всё же у них получилось. Её даже по форме ни с одной другой невозможно перепутать, как и по особому факелу и последовательности старта.

Крылатая высокоточная ракета, способная лететь со скоростью более 3000 кмч на высоте до 10 метров на расстояние свыше 800 км. И приносить 300 кг боевой части,(в два раза больше, чем у «Гарпуна») в круг, радиусом менее 10 метров. И до сих сбить её пока ещё никому не удавалось, хотя многие пробовали. «Ониксом» вооружили все основные типы кораблей и многоцелевых российских атомных лодок с УРО, сделали укороченную версию для истребителей и в дальнейшем будут развивать проект на сухопутных носителях. И когда американцы только проектировали свою сухопутную установку для запуска «Томагавков» «Тайфун», у России на вооружении уже имелись береговые ракетные комплексы «Бастион», по сути представлявшие собой такой же вид техники, не столь дальнобойный, зато очень-очень быстрый.

А ещё Ониксы, в виде урезанной по возможностям российско-индийской ракеты «Брамос» стали сейчас основной крылатой ракетой Индии, во всех ипостасях. От сухопутной версии, до крылатой ракеты с ядерной боеголовкой для самолётов Су-30МКИ. Индийцы ей ещё и приторговывают удачно. Впервые нашу ракету применили в 2016 году в Сирии, а в дальнейшем всегда использовали по особым случаям, хотя ныне цена «Ониксов» заметно упала из-за оптимизации производства. Кстати, именно на базе «Оникса» индийцы делают свою первую гиперзвуковую ракету Брамос-3, и думаю этот опыт придется ко двору и у нас.
Источник