У Астаны транзит утекает сквозь пальцы: Россия и Китай строят новый транспортный обход Казахстана
Россия начала строительство мультимодального Южного транспортного коридора в обход территории Казахстана. Этот проект — ответ на политику казахстанской стороны, которая стремится усидеть сразу на двух стульях и угодить и РФ, и Западу. Таковы последствия многовекторности: теперь Астана рискует полностью потерять транзит.
Логистика без Казахстана
Россия, Туркменистан, Кыргызстан и Узбекистан договорились о создании нового транспортного коридора, который обойдет территорию Казахстана.
Южный транспортный коридор пройдет от юга Киргизии в Узбекистан, протянется в туркменский порт Туркменбаши и далее уже по воде в Астрахань. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин сообщил о строительстве нового логистического центра для грузов, поступающих из Юго-Восточной Азии в РФ через среднеазиатские страны. Через астраханский морской порт Китай планирует поставлять свои товары.
Глава региона также отметил, что этот маршрут станет кратчайшим путем транспортировки грузов и поможет «обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном».
О каких препятствиях идет речь? Проблема в том, что казахстанские погранслужбы подолгу задерживают грузы на границе, из-за чего транспортировка затягивается на несколько дней вместо нескольких часов. Помимо этого проволочки возникают и на казахстанско-киргизской границе.
И если в случае с РФ Казахстан боится навлечь на себя недовольство Запада из-за «санкционки», то от киргизской стороны он таким образом пытается получить больше воды для орошения земель по более низкой цене (Казахстан страдает от дефицита водных ресурсов, и об этом мы недавно писали статью).
Выходит, что миролюбивая (на словах) Астана тактически шантажирует своего соседа очередями на пропускном пункте ради удовлетворения других интересов в регионе. Но долго это не продлится: как только заработает Южный коридор, Казахстану, по сути, будет нечем крыть.
Многовекторность вышла боком
«Казахстан сильно осторожничает, сильнее, чем другие страны. Чем больше он это будет делать, тем активнее РФ будет искать альтернативные варианты, а Казахстан будет терять очень существенную выгоду, которую имеет сейчас на параллельном импорте», — считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин (URA.RU).
Действительно, многовекторность и двойные стандарты Казахстана, как видно, на деле начали раздражать даже Китай. И это можно считать очень жирным намёком от Поднебесной и, собственно, других соседей.
В скором времени появится еще и железная дорога «КНР — Кыргызстан — Узбекистан», которая упростит и удешевит транзит грузов через каспийские порты. Казахстан же, как рассказал профессор из Кыргызстана, от строительства нового ж/д маршрута только проиграет:
«Мы через их [казахстанскую] железную дорогу перевозим грузы, они получают большую выгоду от этого. Их тоже можно понять, у них свои интересы, поскольку мы являемся близким соседом.
Им будет хорошо, если мы будем экономически зависеть от них. Говоря открыто, они не желают, чтобы у нас была своя железная дорога, которая принесет нам экономическую пользу и развитие», — рассказал Райымкул Мендекеев в интервью «Биринчи радио» («РЖД Партнер.ру»).
Получается, Астана настолько боится потерять западные инвестиции, что упускает из виду, что может потерять вообще весь транзит. А инвестор на такую периферию мира уж точно не полезет. И негативный опыт Финляндии, которая катится под откос, не даст соврать.