Талибан ищет поддержки в Москве, Тегеране и Пекине, а с Эрдоганом общаться не собирается

Похоже, что у Эрдогана в Афганистане намечаются большие проблемы, если не сказать больше. И возникла эта проблема не сегодня. 24 апреля Турция должна была принимать у себя переговоры между афганскими правительственными силами и «Талибаном» в рамках «Стамбульской конференции». Однако этой встрече не суждено было состояться.

Талибы просто не прибыли на неё. Почему они приняли такое решение — ответ прост. Талибы отнюдь не глупые люди, поэтому прекрасно понимали, что за ширмой турецкого миролюбия и показного стремления участвовать в урегулировании ситуации в Афганистане кроется желание Эрдогана через их страну экспортировать идеи «Великого Турана» в страны Средней Азии.

Талибан ищет поддержки в Москве, Тегеране и Пекине, а с Эрдоганом общаться не собираетсяВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Такой ход событий никак не способствует решению для талибов главной своей цели — взятие под контроль всей территории страны и установление в ней своей абсолютной власти.

Пойдя же на поводу у Турции, талибы в первую очередь столкнулись бы с жёстким противостоянием со стороны России, считающей бывшие советские среднеазиатские республики своей исключительной зоной влияния. Вступать в вооружённое противостояние с Кремлём сейчас уж точно не входит в их планы.

А после того, как Анкара объявила о том, что турецкие военные останутся в Афганистане после вывода из страны войск НАТО, талибы окончательно поняли, что с такой Турцией им не по пути.

Подобным шагом Эрдоган хотел восстановить симпатии Вашингтона, испорченные покупкой Анкарой российской ЗРС С-400, то есть в обмен на обеспечение Турцией безопасности кабульского аэропорта и американской дипмиссии Эрдоган хотел снять с повестки вопрос по ЗРС С-400.

Талибы 20 лет боролись с оккупацией страны американцами и их подельниками по НАТО. Зачем им добровольно соглашаться на сохранения присутствия в стране воинского контингента НАТО, даже если это военные мусульманской страны — для них это дело принципа.

Талибан ищет поддержки в Москве, Тегеране и Пекине, а с Эрдоганом общаться не собираетсяВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Официальную позицию по этому вопросу движение «Талибан» предельно ясно выразила устами её представителя Сухейль Шахина:

«Турция была частью сил НАТО в течение последних 20 лет, поэтому они должны уйти из Афганистана на основе соглашения, которое мы подписали с США 29 февраля 2020 года.

В остальном Турция — великая исламская страна. У Афганистана были исторические отношения с ней. Мы надеемся на тесные и хорошие отношения с ней, поскольку в будущем в стране будет установлено новое исламское правительство».

Турецкий лидер данное заявление оставил без внимания, так сказать, «пропустил мимо ушей». Учитывая тот факт, что усилению турецкого влияния не рады не только в Москве, но и в Тегеране и Пекине — эмиссары из «Талибан» стали вести в этом направлении дипломатическую работу.

Талибан ищет поддержки в Москве, Тегеране и Пекине, а с Эрдоганом общаться не собираетсяВзято из открытых источниковВзято из открытых источников

Одна делегация талибов посетила Москву, во время состоявшихся переговоров она заверила российскую сторону, что:

  • не собирается пересекать границы государств Средней Азии и вторгаться на их территорию
  • гарантирует безопасность иностранных дипломатических миссий в Афганистане
  • подтверждает свою готовность к достижению устойчивого мира путём переговоров
  • будет решительно бороться с ИГИЛ на территории страны
  • приложит усилия в борьбе с наркотрафиком с территории страны

При этом услышала в ответ от российской стороны, что Москва готова работать с любым законным правительством Афганистана, то есть и с правительством талибов, если оно получит на то волеизъявление афганского народа.

Понятно, что доверять на слово талибам «себе дороже», но и ввязываться в открытое вооружённое противостояние с ними ни в коем случае нельзя. А значит, надо продолжать дипломатические переговоры, тем более талибы в них заинтересованы не меньше российской стороны.

Одновременно вторая делегация талибов по инициативе министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа села за стол переговоров с представителями правительства Афганистана в Тегеране.

Данные переговоры завершились совместным заявлением, что обе стороны согласились с тем, что проблема взаимоотношений не будет решаться войной, и готовы к дальнейшим консультациям для достижения национального согласия.

Не забыли в «Талибан» и о Поднебесной. Всё тот же представитель «Талибан» Сухейль Шахин заявил изданию SCMP что:

«Китай — друг Афганистана, и его возможные усилия в восстановлении страны можно только приветствовать.

Наши представители были в Китае много раз, и у нас с ним хорошие отношения. Китай — дружественная страна, участие которой в реконструкции и развитии Афганистана мы приветствуем».

По его словам «Талибан» сейчас контролирует 85% территории страны, и движение будет гарантировать сохранность инвестиций КНР и безопасность китайских рабочих.

Сухель Шахин также заверил, что талибы не позволят уйгурским сепаратистам, часть которых нашла убежища в Афганистане, обосноваться там.

При этом он напомнил, что талибы в рамках договорённостей с США от 29 февраля 2020 года не позволят какой-либо иностранной группировке использовать территорию Афганистана для подготовки атак за рубежом.

А где же Анкара в планах «Талибан»? Эрдоган хочет взять на себя миссию в Афганистане от имени НАТО, что является крайне проблематичным шагом, тем более «Талибан» открыто выступает против этой миссии Турции.

Неоосманские потуги Эрдогана в Афганистане на руку России, так как это весьма негативно скажется на его отношениях с Ираном и Китаем, а также неминуемо втянет Турцию в военное противостояние с талибами.