Россия пустит 1,8 трлн рублей на 735 самолетов
Минпромторг подготовил план создания линейки отечественных самолетов, предполагающий создание к 2030 году нескольких сотен новых судов. Стоимость проекта — 1,8 трлн рублей, из них почти 90% предлагается взять из ФНБ. Эксперты назвали план чиновников «избыточно амбициозным».
Минпромторг подготовил план создания линейки отечественных самолетов за 1,8 трлн рублей. Он предусматривает производство к 2030 году 735 гражданских воздушных судов. Проект на 1,6 трлн должен быть профинансирован из Фонда национального благосостояния (ФНБ), а 244 млрд рублей выделит бюджет, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на паспорт проекта.
План создания линейки «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности» должен войти в новую стратегию социально-экономического развития России до 2030 года. Он предполагает вывод на рынок самолетов Ил-114, МС-21 и «Байкала» (ЛМС-901) и поставки Sukhoi Superjet 100, L-410 и пяти типов вертолетов. Минпромторг считает, что новые воздушные суда смогут обеспечить российской авиатехникой авиакомпании с государственным участием, а выполнение плана загрузит на 80-90% авиастроительные предприятия. В паспорте проекта говорится, что поступления налогов и сборов от программы поставок к 2030 году вырастут до 450 млрд рублей.
Проекту потребуется 1,84 трлн рублей финансирования с 2021 по 2030 годы. Из этой суммы около 244 млрд рублей составят средства федерального бюджета, треть из них (79,48 млрд рублей) уже предусмотрена в бюджетных расходах, 165 млрд рублей предполагается выделить начиная с 2025 года. Основную часть средств (около 1,6 трлн рублей) планируется привлечь до 2030 года из ФНБ. В 2021 году Минпромторг намерен привлечь 9,4 млрд рублей, до 2024 года — 537,9 млрд рублей, более 1 трлн рублей — с 2025 по 2030 год. К концу 2022 года программой предусматривается выпуск 36 самолетов МС-21 в год и начало его серийных поставок. К декабрю 2027 года «Иркут» (входит в «Ростех») должен поставить 120 воздушных судов и производить уже 72 самолета в год. В декабре 2023 года планируется сертификация МС-21 в EASA.
Опрошенные газетой эксперты назвали «избыточно амбициозными» как финансирование проекта, так и план-график его реализации. Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко отметил, что производственные возможности «Иркута» сейчас позволяют выпускать 36 самолетов в год, но запуск второй очереди потребует времени и должен быть оправдан стабильным спросом. По его оценке, внутренний рынок едва ли «переварит» более 30–35 самолетов такого размера и типа в год, ведь «до коронакризиса объем поставок на внутренний рынок среднемагистральных самолетов составлял 50–70 машин в год, включая Airbus и Boeing». Он полагает, что, получив сейчас много новых отечественных самолетов, авиакомпании нескоро придут к необходимости расширения или обновления флота. Эксперт добавил, что выход на внешние рынки будет серьезно осложняться переизбытком самолетов из-за кризиса и активным демпингом со стороны Boeing, которая вынуждена восстанавливать портфель заказов после проблем с 737 MAX. Заинтересоваться МС-21, по словам Крамаренко, могут только такие страны, как Северная Корея, Иран, Куба, Венесуэла и Белоруссия.
«С точки зрения бюджетного процесса предложение Минпромторга показывает, что конкуренция за средства ликвидной части ФНБ, превышающей 7% ВВП, в разгаре», — сказал директор группы «Суверенные рейтинги» S&P Global Ratings Карен Вартапетов. Он отметил, что Минфин настаивает на более строгих критериях инвестиций: средства ФНБ должны составлять не более 25% от общего бюджета проекта и не более 40% от заемных средств за счет всех источников. Таким требованиям, по оценке эксперта, смогут соответствовать далеко не все проекты. Аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова считает, что если деньги дадут лизинговой компании на условиях возвратности, то сроки должны быть максимально длительными, около 20 лет, а ставки — символическими, 2–3%.