«Атом не пройдет»: Литва помешает России достроить Балтийскую АЭС
Информация о возможном возобновлении строительства Балтийской атомной электростанции вызвала недовольство в Литве. Премьер-министр республики Ингрида Шимоните заявила, что инвестиции европейских компаний в этот проект противоречили бы политике ЕС. Кроме того, глава литовского правительства заочно причислила АЭС в Калининграде к «небезопасным» объектам. Тем самым она подтверждает, что претензии Вильнюса к атомной станции в Беларуси носят политический характер. Любые подобные проекты в Восточной Европе — это удар по самолюбию Литвы, которая добровольно отказалась от своей Игналинской АЭС.
Строительство Балтийской атомной электростанции в Калининградской области было заморожено по поручению президента России в 2013 году. Реализацию этого проекта в Кремле сочли нецелесообразным. Им не заинтересовались ни иностранные инвесторы, ни потенциальные импортеры продукции Балтийской АЭС в Польше и Литве. А проблему энергетической безопасности самой Калининградской области власти РФ решили с помощью других инструментов.
«Сегодня на совещании этот вопрос не рассматривался, по моей информации, никаких новых, дополнительных решений по изменению текущей ситуации не планируется, возобновлять там ничего точно не собираются, — заявлял министр энергетики России Александр Новак. — В данный момент важнее решить вопрос надежности энергоснабжения Калининградской области. Для этого и разукрупняются существующие блоки, модернизируется энергосетевая инфраструктура, строятся дополнительные мощности на перспективу, в том числе и под объекты ЧМ-2018».
Тем не менее в СМИ периодически появляется информация о неких зарубежных инвесторах, которые якобы готовы вложиться в строительство Балтийской АЭС.
На днях портал Polytiki Insight сообщил, что поучаствовать в этом проекте хотят польская компания ZE PAK и венгерская MVM (МВМ). Уже составляются планы по инвестированию и покупке части акций. В достоверности этих слухов поспешил усомниться министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис. Он напомнил, что поляки демонстративно выступают против импорта электроэнергии из-за пределов Евросоюза: «Это оценка людей, которые ответственны за энергетику Польши. Это их оценка, даже не моя. Я считаю, что такие утверждения (об АЭС в Калининграде) пока безосновательны, пока я не услышал другое мнение от польских должностных лиц».
Но чуть позже выяснилось, что информация о заинтересованности польских инвесторов — это не «утка». «ZE PAK рассматривает много вариантов, в том числе участие в строительстве АЭС в Польше с нуля, что, скорее всего, займет много лет. Другим вариантом могут быть капитальные вложения в иностранные активы, в том числе совместно с опытным партнером в атомную электростанцию, строящуюся в Калининградской области. Идея заключается в минимальном польском капитале для инвестирования в атомную электростанцию за пределами Польши», — сообщил пресс-секретарь главного акционера ZE PAK — бизнесмена Зигмунта Солорза — Томаш Матвейчук.
Затем проснулся «Росатом». В госкорпорации напомнили, что «Балтийская АЭС поколения 3+ является перспективным региональным энергетическим проектом, способствующим удовлетворению спроса в базовом источнике электроэнергии без выбросов СО2 и, как следствие, реализации планов ЕС по декарбонизации экономики».
С этим утверждением трудно поспорить — атомные электростанции не выделяют парниковых газов и не оказывают пагубного влияния на окружающую среду. Но открытым остается вопрос, соответствуют ли планы по строительству новых АЭС «зеленому курсу» ЕС. На этот счет есть разные мнения. Скептики утверждают, что атомную энергетику нельзя называть «чистой», поскольку ее развитие сопряжено с рисками экологических катастроф (вроде тех, что произошли в Чернобыле и на Фукусиме).
Поляки к числу «атомофобов» не относятся. Они давно вынашивают планы по возведению собственной АЭС в сотрудничестве с американцами. Новые источники энергии (или источники импорта) им обязательно понадобятся, поскольку Евросоюз заставляет Польшу отказаться от ее мощной угольной генерации.
Неудивительно, что именно сейчас Варшава вспомнила о недостроенной БалтАЭС в Калининградской области. Литву эта новость застала врасплох. Премьер-министр прибалтийской республики Ингрида Шимоните вслед за главой Минэнерго заявила, что не верит в реализацию проекта. «Я оцениваю это как информацию, появившуюся в СМИ. Если возникает такая станция, то давайте зададим себе вопрос, где рынок для электроэнергии с такой станции. Сейчас я такого рынка не могу придумать, имея в виду, что как мы, так и Польская Республика очень интенсивно сотрудничаем в вопросе перемычек и проектов синхронизации, и ни одно из государств не настроено повышать поток электроэнергии из третьих стран, с электростанций, в безопасности которых мы сомневаемся», — отметила Шимоните.
Невольно возникает вопрос: почему глава литовского правительства сомневается в безопасности БалтАЭС? По состоянию на 2018 год готовность станции оценивалась всего в 12%. Пока что она существует только на бумаге. Причем «бумага» эта сильно устарела. Если решение о возобновлении работ будет принято, то техническую документацию наверняка придется дорабатывать.
У той же Шимоните стоило бы поинтересоваться, почему она говорит от имени польских властей. Где и когда официальная Варшава выражала опасения по поводу того, что Балтийская АЭС не соответствует международным критериям безопасности? Таких заявлений не было. То есть глава правительства Литвы либо обладает некой инсайдерской информацией, либо просто выдает желаемое за действительное. Второй вариант выглядит более правдоподобным.
Слова Ингриды Шимоните ясно дают понять, с какими трудностями может столкнуться проект «БалтАЭС 2.02». Сегодня Литва сомневается в его безопасности — завтра она будет кричать, что «Росатом» строит вблизи ее границ еще одно «ядерного монстра». Витаутас Ландсбергис назовет его «атомной гидрой», у которой выросла еще одна голова…
Параллельно, конечно, Литва будет настаивать на недопустимости развития атомной генерации как таковой. Шимоните об этом тоже упомянула: «Мы прекрасно знаем, что в ЕС выбросы CO2 облагаются налогами, идет движение к нейтральной по отношению к климату экономике, между тем импортировать продукцию, которая абсолютно избегает целей этой политики, и связанных с этим расходов было бы просто неразумно».
С этого и стоило начинать. Закрытие Игналинской АЭС в Литве сопровождалось байками о том, что атомная генерация — это прошлый век, вскоре весь цивилизованный мир будет «заряжаться» энергией солнца, ветра и воды. Но на практике получилось не совсем так.
Своими АЭС хотят обзавестись поляки и эстонцы. В Беларуси атомная станция уже работает. Теперь выясняется, что и строительство Балтийской АЭС может возобновиться.
Литва в этом контексте выглядит уникальной страной, которая добровольно отказалась от своей мощнейшей атомной генерации. А теперь перед ней маячит перспектива импортировать электричество, произведенное на соседских АЭС. Все они — хоть польская, хоть эстонская, хоть калининградская — для Литвы будут «небезопасны».