Тегеран щелкнул по носу США
Джозеф Байден своей первой официальной речи посвященной внешнеполитическому курсу США уделил Ирану особое внимание.
Это часть речи очень напоминала предложение Ирану сотрудничества. Байден обозначил те красные линии, за которые США не готовы переступить. Американцы хотят сохранить территориальную целость Саудовской Аравии, а вот Йемен они готовы Ирану сдать, они готовы подвинуться для Ирана в Сирии и Ираке. То есть, по сути, Ирану было предложено стать «любимой женой» Вашингтона в регионе, по значимости второй страной здесь и смотрителем за соблюдением интересов США.
Что американцы хотят получить взамен. Ирану нужно отказаться от сотрудничества с Россией и Турцией, разрушить треугольник, который сегодня помогает Москве контролировать Ближний Восток. Ответ Ирана был прекрасен и однозначен. Если перевести с дипломатического на нормальный язык, то официальный Тегеран, в лице главного духовного лидера страны Али Хаменеи, послал Вашингтон на три иранские буквы. В оригинале это звучало так:
«Мы конечно готовы вернуться к ядерной сделке, которая была заключена в 2015 году, но для этого американцы сначала должны снять с нас все санкции. И когда мы убедимся, что это реально серьезное действие США, мы вернемся к тем обязательствам, которые взяли 2015 году».
Ранее Байден и его администрация предложили Ирану вначале отказаться от своих шагов по обогащению урана и вернуться к ядерной сделке, после чего они пообещали, что снимут санкции. Но получилось как в комедии «12 стульев»:
«США: – А можно утром стулья, а вечером деньги.
Иран : – Можно, но деньги вперед».
Если США примут предложение Тегерана, то унизят себя перед всем миром, в том числе, перед восточным миром. То есть Иран поставил им встречный ультиматум и американцам после озвученных ими же предложений принять его – получить ощутимый удар по своему политическому имиджу. А если не согласиться, то это разрушает всю конструкцию, которую они задумали для этого региона. Иран откровенно дал понять, что понимает замыслы американцев, которые хотят использовать Тегеран, как фигуру, а потом сбросить ее с шахматной доски.
Администрации Байдена буквально самых первых шагов придется полностью перестраивать свою игру в Ближневосточном регионе, искать новые пути обхода. Тегеран, который американцы изначально посчитали самым удобным и слабым звеном треугольника Россия-Турция-Иран, оказался не просто устойчивым, но и с чувством юмора, и это внушает оптимизм.