Как русские украинский мат украли, Или кто же родоначальник матерной брани
Пропаганда постоянно выискивает в украинцах какие-то черты, которые выгодно отличают их от русских. И навязчивая поговорка «Дякую тоби, Божэ, що я нэ москаль», которую усиленно внедряют в стране, обязательно должна опираться на какие-то факты. Отсюда и все эти исторические фейки о древних украх, как прародителях человеческой расы на Земле, об Украине, как колыбели всей земной цивилизации и прочие благоглупости.
Но чтобы воспитывать ненависть к русским, мало считать себя «сверхлюдьми». Возможно, нацистская идеология помогает, но не всегда ложится на украинский менталитет. Конечно, можно заявлять, что украинец – пан, что украинец – хозяин своей страны. Но на самом деле украинцы постоянно находились под чьим-то сапогом – польским, австрийским, немецким, турецким. И от извечного холопства трудно избавиться. Поэтому гораздо успешнее по Украине распространилась другая доктрина – вечно угнетаемого и обиженного народа. И в первую очередь обиженного соседями – русскими.
При этом исторические факты не принимаются во внимание. И помощь русского народа в войне с Польшей и Турцией, и просьба Богдана Хмельницкого о воссоединении с Россией, и Полтавская битва со шведами – всё это отметается украинскими «историками». Зато насаждаются мантры о том, что русские постоянно воруют что-то у украинцев – то борщ себе присвоили, то украинца Мыколу Гоголя сделали русским писателем. Да и полеты в космос русским обеспечил украинец Королёв. В общем, обворовали бедную страну. И вот, оказывается, русские обокрали украинцев еще и в плане словесности. Правда, не изящной, а, так сказать, грубой.
Писательница Ирэна Карпа решила напомнить украинцам, что русские украли у них… мат. Ведь, именно украинцы, оказывается, являются прародителями матерной брани.
Кстати, эта идея давно муссируется в украинском обществе. Об этом даже сообщало информационное агентство УНИАН в 2008 году. Тогда же на Украине вышла книга доктора филологических наук, профессора Леси Ставицкой «Украинский язык без табу. Словарь нецензурной лексики и ее соответствий. Обсценизмы, эвфемизмы, сексуализм». Книга дает значение около 5000 нецензурных слов и устойчивых словосочетаний, их стилистические характеристики и информацию о происхождении «крепких словечек». Да и в соцсетях регулярно украинские «знатоки» неизящной словесности рассказывали о том, что матерные слова на самом деле придумали их предки.
Но подзабытая обществом писательница, видимо, решила напомнить о себе и рассказала изданию Deutsche Welle о том, что мат – это исконно украинское достижение. Карпу возмутила инициатива народного депутата от «Блока Петра Порошенко» Ольги Богомолец ввести на телевидении штрафы за нецензурную лексику. Как говорится, в полку безумных писательниц Украины прибыло.
Вот только Ирэна Карпа в данном контексте спорит со своими коллегами Ириной Фарион и Ларисой Ницой, которые с пеной у рта доказывали, что украинцы – народ высококультурный и матом не ругаются. А если кто-то порой и матерится, то в этом виноваты исключительно русские колонизаторы, навязавшие украинцам свою непристойную брань. Еще до Евромайдана на улицах Львова и Киева появлялись листовки с надписями: «Мат превращает тебя в москаля», а Фарион утверждала, что надо заниматься «евроочисткой» украинского языка от русского мата.
Ницой же вообще заявила, что поскольку украинцы – это высокодуховная нация европейского типа, то в украинском языке отсутствуют матерные ругательства, которые присущи азиатам из России.
«Это все Азия, мат пришел оттуда. Восток – дело тонкое. Московиты имеют азиатское происхождение, а не славянское. Потому в их языке есть матерные слова», – объясняла Ницой.
И вот, получается, концепция поменялась? Теперь украинская писательница Иэна Карпа обвиняет россиян в краже у «высококультурных» украинцев матерной брани. Она даже осмелилась опровергать известного националиста Дмитрия Корчинского, который охарактеризовал мат, как «отвратительные московитские ненормативные слова», противопоставляя им «нормативную» брань, которую он назвал «запорожскими словами».
«Отобрать у украинцев ругательства – это как отобрать борщ. Дорогие соседи уже пытались это сделать с борщом и варениками (посмотрите российские государственные проморолики), то не надо им бесплатно отдавать и мат», – призывает Карпа.
Как ни странно, если почитать архивные материалы этнографов и фольклористов, в XIX-XX веках изучавших быт и нравы украинцев то они свидетельствуют о том, что наиболее матерящейся в то время была как раз Западная Украина. То есть, те самые предки галичан, которые сегодня утверждают, что мат превращает украинца в москаля. Вот отрывок из одного такого наблюдения.
«Девочка лет восьми гнала гусей и остановилась поглазеть на что-то. Гуси своротили с дороги и зашли во двор. Девочка начала выгонять их и при этом отпустила две-три таких фразы, которым позавидовал бы лихой фельдфебель, но которые заставили бы покраснеть пожилого крестьянина», – писал А. Н. Афанасьев-Чужбинский в «Очерках Днестра».
Правда, историки называли предков нынешних галичан молдаванами, руснаками или русинами. А часть нынешней Украины – Новороссией. Западная же Украина в то время была разделена между Польшей, Австро-Венгрией и Россией.
«Место обитания бессарабских русинов – окрестности города Хотина, в XIX веке именовавшиеся Русской Буковиной. Сейчас это Черновицкая область Украины, а в те времена это была часть Бессарабской губернии», – объясняет Афанасьев-Чужбинский.
Дом руснаков в селе Клишковицы. Фото неизв. автора, 1890-е.
Если посмотреть на архивные фото, то сразу становится понятно, что молдаванами там и не пахло – на них запечатлены типичные гуцулы с Западной Украины.
«Что касается языка руснаков, то это особая отрасль малорусского наречия, в которое вошли некоторые молдавские и некоторые турецкие слова (очень мало), но говор малорусский и, как надо полагать, весьма древний, не поддавшийся последующим переменам», – утверждает Афанасьев-Чужбинский.
То есть, историк утверждает, что «малорусский говор» не поддается переменам и уже является самобытным.
«Относительно непристойной брани – из всех славянских племен у руснаков она самая страшная и разнообразная, что тоже заимствовано от молдаван, которые ругаются ужаснее всех народов в мире. На что мастера закавказские татары, но и те уступят молдаванину, особенно если он не в нормальном состоянии духа. Так и руснак, он слова не скажет, чтобы не пустить энергического выражения, нередко импровизированного, но составленного чрезвычайно метко. Непристойная брань так употребительна и до того слилась со всеми действиями, что не только мужчины, но женщины, девушки и даже дети обоего пола ругаются публично, не считая стыдом произносить самые вопиющие выражения», – свидетельствует историк.
Ну и, наконец, можно привести слова самого почитаемого на Украине свидетеля – поэта Тараса Шевченко. Который был большим любителей украинского мата.
«Балакучий балакучу
Вивів звечора на кручу,
Є***алися на горі
Аж до самої зорі»
«Ой швець коло мене,
Тебе ї***уть, ї***уть мене».
«В Переп’яті у ямі
Копали там х**ями».
Можно долго сравнивать фонетику украинского и русского мата и разбирать, с какой буквы начинается слово, характеризующее половой акт – с русской «е» или украинской «ї» и как пишется название женского полового органа – через «ы» или через «и». А также спорить о том, из какого языка в какой пришли сакральные слова на буквы «х», «ж» и «п». В третьем издании Толкового словаря Даля (под ред. Бодуэна де Куртенэ, 1903-1909 гг.) как раз и были отображены все матерные слова, которые мало отличались от современных. И которые были практически одинаковы и в русском языке, и в различных наречиях, которые употребляло населения нынешней Украины.
Только все эти смешные потуги нынешних украинских «властителей дум» пытаться даже в ругательствах найти украинскую самоидентичность и подчеркнуть свою неповторимость даже в матерных ругательствах – это уже окончательное дно. Видимо, больших достижений у высококультурной нации уже нет и предъявить миру нечего.
источник