Индонезия ошеломлена пренебрежительным отношением Маска
Президент Индонезии Джоко Видодо долго ухаживал за миллиардером, но сделку тот заключил с Малайзией практически сразу после того, как Джакарта заблокировала социальную сеть «X» (Twitter).
ДЖАКАРТА. Министр по координации морских дел и инвестиций Индонезии Лухут Панджайтан ищет встречи с Илоном Маском. Мультимиллиардер-автопроизводитель оставил его с ошеломленным лицом, когда отверг Индонезию, выбрав Малайзию для своей штаб-квартиры в Юго-Восточной Азии. Панджайтан стал непреодолимой мишенью правительства Индонезии по привлечению крупных инвесторов в страну, находящуюся на пути к серьезному расширению производства аккумуляторов на основе никеля для электромобилей (EV).
Но во второй половине 2022 года переговоры затихли, и заявление премьер-министра Малайзии Анвара Ибрагима о том, что автомобильная компания И. Маска Tesla открывает региональный офис и сервисный центр в Селангоре, штате, окружающем Куала-Лумпур, застало индонезийцев врасплох. Малайзия подсластила пилюлю, разрешив Tesla импортировать последние модели Model 3 и Model Y, запуск которых способствовал увеличению производства электромобилей до 441 000 единиц в первом квартале этого года, что на 86% больше, чем за тот же период в 2022 году.
Анвар ничего об этом не сообщил президенту, когда Панджайтан сопровождал Джоко Видодо во время визита в Куала-Лумпур в начале июня, который был посвящен в основном пограничным вопросам и благополучию индонезийских рабочих-мигрантов в Малайзии. Источники, близкие к Панджайтану, сказали, что он лишь подозревал о шаге Маска за несколько дней до объявления им о выборе Малайзии, но это не уменьшило его раздражения по поводу того, что его застали врасплох. Всего несколько дней спустя министерство связи и информатики Индонезии заблокировало социальную сеть «Х», ранее известную как Twitter, поскольку она не соответствовала строгим законам страны о порнографии, азартных играх и других онлайн-нарушениях. В Индонезии 24 миллиона пользователей сети Twitter, которая является пятой по величине в мире после США (95,4 миллиона), Японии (67,5 миллиона), Индии (27,3 миллиона) и Бразилии (24,3 миллиона).
Маск явно рассматривает Малайзию как потенциально быстрорастущий розничный рынок, что не мешает ему рассматривать Индонезию как растущий будущий источник аккумуляторов для электромобилей или других компонентов, полученных в результате переработки ее богатых источников никеля, кобальта и меди. В Малайзии уже давно развита автомобильная промышленность. Toyota, Nissan, Honda, Volvo, Porsche, BMW и Mercedes-Benz уже работают в Селангоре, а правительство недавно запустило инициативу «Глобальные лидеры аккумуляторных электромобилей» для привлечения производителей электромобилей, которую Маск назвал «дальновидной».
С 2018 года Управление инвестиционного развития Малайзии (MIDA) одобрило 58 проектов по производству электромобилей на сумму 5,8 млрд долларов, начиная от сборочных заводов и заканчивая заводами, производящими запчасти и компоненты для зарядки. В отличие от Индонезии, Малайзия не настаивает на том, чтобы у инвесторов были местные партнеры. У нее также есть развивающаяся экосистема электромобилей с 1000 зарядных станций по всей стране с населением 34 миллиона человек, и к 2025 году планируется добавить еще 10 000, частично полагаясь на помощь Tesla. Для сравнения, в Индонезии всего 450 зарядных станций, большинство из них на Яве. В течение следующих двух лет потребуется еще 20 000 для обслуживания 400 000 электромобилей, а затем и еще больше для облегчения поездок на дальние расстояния за пределы Джакарты.
Панджайтан не испугался поворота событий. Он говорит, что планирует встретиться с Маском второго августа, и настаивает на том, что инвестиции в Tesla все еще в планах, несмотря на сделку Маска с соседней страной, с которой у компании близкие, но часто непростые отношения. Это восходит к вооруженному конфликту, известному как «Противостояние» в начале 1960-х годов из-за противодействия Индонезии созданию государства Малайзия из Малайской Федерации, бывшей британской колонии.
Проигрыш Малайзии тяжело пережить индонезийцам, пострадавшим в 2002 году, когда Международный суд передал оспариваемые острова Сипадан и Лигитан в море Целебес Малайзии. Действительно, индонезийские СМИ очень мало говорили о неудаче Tesla, что является свидетельством контроля правительства над информацией, которую оно не хочет широко распространять. «Если бы я был Маском, я бы тоже сначала инвестировал в Малайзию», — говорит один индонезийский бизнес-аналитик, — «Там более высокий доход на душу населения, что означает больше продаж электромобилей и лучшую дорожную инфраструктуру. На данный момент рост электромобилей в Индонезии больше связан с мотоциклами».
Несмотря на четыре раунда встреч с Tesla в 2020–2021 годах — и серию, казалось бы, чересчур самоуверенных публичных заявлений — переговорная команда Панджайтана, в которую входил и его зять, не смогла склонить Маска на свою сторону. Президент Видодо называет его «супергением», но, даже долгожданный визит индонезийского лидера в мае 2022 года в комплекс SpaceX технологического магната недалеко от Браунсвилля на побережье Мексиканского залива в Техасе не дал результатов. Маск выглядел оптимистично в отношении будущих инвестиций, но, как сообщается, за кулисами он выражал обеспокоенность по поводу «хаотичности» нормативно-правовой базы Индонезии и высокого уровня коррупции, который ухудшился в последние годы.
Незадолго до визита в SpaceX Панджайтан пожаловался, что Маск выдвигает слишком много требований. «Tesla слишком много диктует», — сказал он, подчеркнув необходимость того, чтобы фирма соблюдала правила внутреннего инвестирования. Первоначально министр подталкивал Tesla к строительству завода по производству систем накопления энергии (ESS) в промышленном парке Батанг в Центральной Яве, но Маск сосредоточился исключительно на батареях и партнерстве с экологически чистыми поставщиками. Считающийся ключом к будущему электромобилей и электроэнергетики, ESS представляет собой устройство или комбинацию устройств, способных накапливать энергию от солнечных батарей и ветряных турбин, которые можно будет использовать позднее.
Регуляторные препятствия. И. Маска также оттолкнуло правительство, которое хочет, чтобы инвесторы в электромобили сотрудничали с государственной Индонезийской аккумуляторной корпорацией (IBC), что позволит осуществлять комплексную разработку и ускорить передачу технологий, что всегда является важным вопросом для Индонезии. IBC является холдинговой компанией, включающей компанию Indonesia Asahan Aluminium (MIND ID), золотодобывающую компанию Aneka Tambang (Antam), нефтяную компанию Pertamina и коммунальную компанию Perusahaan Listrik Negara (PLN), каждая из которых владеет 25% акций.
Панджайтан заявил в августе прошлого года, что Tesla подписала контракты на сумму около 5 миллиардов долларов на покупку материалов для своих литиевых батарей на перерабатывающих предприятиях, сосредоточенных в богатой никелем восточной Индонезии. Еще одна плохая новость для Индонезии — это растущие препятствия для предлагаемой сделки о свободной торговле с США критическими минералами, используемыми в цепочке поставок аккумуляторов для электромобилей, что открывает путь для налоговых льгот в соответствии с Законом о снижении инфляции (IRA). Будучи крупнейшим в мире производителем никеля, одного из этих важнейших минералов, Индонезия запретила экспорт никелевой руды, чтобы стимулировать развитие отечественных никелевых заводов по производству нержавеющей стали и литий-ионных аккумуляторов.
Хотя на партнеров США по соглашению о свободной торговле (FTA) приходится менее 10% мирового производства никеля, аналитики говорят, что Вашингтон, вероятно, будет настаивать на том, чтобы Индонезия ограничивала использование запретов на экспорт, которые теперь также применяются к бокситам и вскоре могут быть расширены на олово и медь. В настоящее время Индонезия подает апелляцию на решение Всемирной торговой организации о том, что запреты на экспорт и правила внутренней переработки представляют собой недобросовестную торговую практику, которая вызывает сбои на рынке, являясь в то же время ключом к промышленному будущему Индонезии.
Еще одним препятствием является участие Китая в никелевой промышленности, при этом производитель стали Tsingshan и другие китайские фирмы являются доминирующими инвесторами в трех основных нефтеперерабатывающих центрах в Моравали и Конаве в Центральном и Юго-Восточном Сулавеси и в заливе Веда в Малуку. Это открывает китайским фирмам возможность косвенно извлекать выгоду из налоговых льгот IRA, что является нарушением положения законодательства о технологиях производства аккумуляторов или важных полезных ископаемых, полученных от «иностранных предприятий, вызывающих обеспокоенность».
Третья проблема связана с исключительным использованием угля для электроснабжения Моравали и Веда-Бэй, что, казалось бы, лишает Индонезию возможности получать налоговые льготы, учитывая акцент IRA на использовании возобновляемых источников энергии. После визита в Моравали в прошлом году, где проблемы с трудовыми ресурсами также были проблемой, руководители Tesla подчеркнули целеустремленность Маска в отношении чистой энергии, которая была поднята во время переговоров фирмы с индонезийцами.
Аналитики сомневаются, что правительство США пойдет на ограниченный план ЗСТ, поскольку он узконаправленный, заявив, что чиновники в первую очередь захотят увидеть больший прогресс в Индонезии в реализации подписанного в ноябре прошлого года Партнерства Большой семерки по переходу к «правильной» энергии (JETP) стоимостью 20 миллиардов долларов. В рамках этой программы, финансируемой как из государственных, так и из частных источников, Джакарта обязалась ограничить «нечистый» энергетический сектор к 2030 году, быстрее, чем первоначальная цель 2037 года, и к концу этого десятилетия вырабатывать 34% своей электроэнергии из возобновляемых источников.
В недавней статье директором Американской индонезийской торговой палаты Уэйн Форрест описан путь Индонезии к будущему электромобилей как «одновременно логичный и сбивающий с толку». По его словам, это логично в том смысле, что в стране имеется обилие сырья для производства с добавленной стоимостью, но странно, если это невозможно сделать по доступным рыночным ценам и без искажения международных рынков. Он отмечает, что, хотя Индонезия является вторым по величине производителем в мире, она никогда не вводила запрет на экспорт каучука, который был так же важен для автомобилей с бензиновым двигателем, как никель и другие полезные ископаемые для электромобилей. Форрест говорит, что помимо своей центральной роли в транспортных средствах, каучук продолжает играть решающую роль в отрасли здравоохранения, где новое использование материала для защиты медсестер и врачей не получило бы широкого распространения, если бы экспорт был ограничен. В прошлом году Индонезия заработала более 5 миллиардов долларов на экспорте 3,14 миллиона метрических тонн натурального каучука, который в основном выращивается на Северной Суматре, Западной и Восточной Яве и Калимантане, и на нем занято 1,3 миллиона человек.
Джон МАКБЕТ