Си Цзиньпин выглянул из-за спины. Скрытые смыслы визита Шойгу в КНДР
Американцы давно подозревали, что из дружбы России с Китаем ничего хорошего для Штатов не выйдет. Но всё же недооценивали масштабы последствий в текущих условиях. Риторика Пекина становится всё более жёсткой и даже угрожающей по отношению к Вашингтону. А тут ещё русский министр обороны Сергей Шойгу отправился в КНДР – известный хаб для «особых» китайских решений. Интересная складывается ситуация…
Одна из самых авторитетных газет Китая The Global Times опубликовала материал, в котором обвинила США в разжигании войн по всему миру. Причину агрессивной политики Штатов газета видит в неправильных выводах, которые американцы сделали по итогам корейской войны.
«Самая большая разница между нынешним временем и эпохой Корейской войны заключается в том, что мощь Китая значительно возросла. Последствия ущемления интересов безопасности и национального суверенитета КНР, несомненно, будут гораздо более серьёзными», — написано в газете.
Выход статьи в The Global Times совпал с визитом министра обороны России Сергеем Шойгу в КНДР. Невольно вспоминается старый мем с ведущим ВГТРК Сергеем Киселёвым: “Совпадение? Не думаю”.
Треш-токи США и Китая
Риторика Китая по отношению к США становится все более и более жёсткой. Американцы тоже огрызаются и не просто делают совершенно хамские выпады в сторону «красного дракона», но и устраивают провокации. Чего только стоит прошлогодняя история с визитом спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань.
Отношения между Пекином и Вашингтоном всё больше напоминают весьма неоднозначное явление, которое в профессиональном боксе называют треш-током. Незадолго до поединка, например во время взвешивания, боксёры делают резкие высказывания в адрес друг друга, показывая всю глубину неприязни к сопернику и принижая его способности. Цель такого неспортивного поведения – вывести противника из равновесия. Ну а потом всё решается на ринге.
Никто не возьмётся прогнозировать, начнётся ли настоящая, а не словесная война между Китаем и США, но некоторые шаги американцев вызывают опасения. Скажем, как трактовать создание аналога НАТО в Тихоокеанском регионе — военный блок AUCUS, куда, помимо Соединённых Штатов, входят и другие англосаксы — Великобритания и Австралия?
А как на этом фоне быть России?
Столь непростые геополитические обстоятельства толкают Москву и Пекин в объятия друг друга.
«Сейчас идут перемены, которых не было в течение 100 лет. Когда мы вместе, то мы двигаем эти перемены», — сказал Си Цзиньпин Владимиру Путину во время встречи в Кремле в марте этого года.
Слова товарища Си находят определённое отражение в экономических показателях. В последние годы взаимодействие межу нашими странами постоянно росло, а товарооборот между Китаем и Россией по итогам прошлого года достиг $190 млрд, увеличившись на 29% (по сравнению с 2021-м). Всё больше расчётов осуществляется в национальных валютах: юанях или рублях, выбивая из рук США его главное оружие — доллар.
Кроме того, реализуется масса совместных российско-китайских проектов. Например, создание сухопутного зернового коридора Россия — Китай, который позволит экспортировать миллионы тонн зерна ежегодно. Работает газопровод «Сила Сибири», ведётся строительство нефтепроводов, осваиваются логистические возможности Северного морского пути. Мы экспортируем в Поднебесную природные ресурсы. Китайцы поставляют технику, в том числе автомобили, электронику, станки и, кстати, беспилотники, столь необходимые в зоне СВО.
Так, например, украинские СМИ льют слёзы, что у китайцев сейчас не купить самые распространённые на фронте дроны — Mavic 2 Pro и Mavic 2 Zoom. Всё, дескать, уходит в Россию, а без «Мавиков» современная война уже немыслима.
Зачем Шойгу полетел в КНДР
Несмотря на то что Китай напрямую не поставляет России оружие и боеприпасы, визит в КНДР министра обороны России Сергея Шойгу даёт богатую пищу для размышлений. Северную Корею связывают с КНР крепкие узы, и, возможно, на встрече Сергея Кужугетовича и Ким Чен Ына обсуждались какие-то деликатные вопросы, связанные с оружием.
«Я рассчитываю, что мы можем помочь Северной Корее в частичной утилизации их огромных запасов боеприпасов. Очевидно, что их там в избытке, а Корея их не использует. И в этом случае Россия с нашими возможностями утилизации таковых имеет огромный плюс. Так что мы можем помочь братьям-корейцам в утилизации боеприпасов, особенно тех калибров, которые могут быть дефицитными для нас», — иронизировал военный эксперт Влад Шурыгин во время стрима в своём телеграм-канале.
Кроме того, эксперт отметил, что поскольку северокорейцам интересен современный боевой опыт армии России, их генералы могут отправить определённый воинский контингент, чтобы на месте изучить все самые передовые элементы ведения боя.
Сложно поверить, что такие решения могут приниматься Ким Чен Ыном без оглядки на своего старшего товарища в Поднебесной.
Что с того?
Сотрудничество России и Китая – это не просто «дружба против Америки». Два великих народа ставят перед собой более глобальную задачу. Это создание многополярного мира.
«Я недавно провёл 18 дней в Китае, общался с огромным количеством людей. И обратил внимание на одну вещь. В России всё еще мыслят «западноцентрично»: важно, что сказали на Западе, что написали на Западе и так далее. А вот в Китае немного иная ситуация», — рассказал заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы Сергей Санакоев и продолжил:
«Находясь там, понимаешь, что мир значительно больше Запада. Что западное общество находится в меньшинстве, что, кроме Европы и США, есть ещё Азия, Африка, Латинская Америка, большая часть населения Земли. Поэтому я думаю, что мы строим новое будущее, многополярный мир. Не без глобализации — она неизбежна и не плоха, – но без глобализации по американским лекалам, с США в центре».
Очевидно, что в этих обстоятельствах Запад будет всеми силами пытаться испортить отношения России и КНР. Ведь если дядя Сэм – уже старый и дряхлый – ещё способен драться с Россией или Китаем поодиночке, то против двух гигантов сразу не хватит сил даже у некогда непобедимого гегемона.