Стратегия Запада и ответ России
США и ЕС сделали ставку на длительную войну, чтобы сломить Россию и вынудить её принять условия Запада на мирных переговорах. Старый вариант политики принуждения силой к миру на западных условиях. Поэтому всё туже затягивается кольцо санкций. Упор делается на то, чтобы мышь не проскочила. Всем нашим партнёрам, а это касается и Индии, и Китая, не говоря уже о странах Центральной Азии, запрещено вести расчёты с нами в долларах и евро. Бьют по компаниям, которые пытаются торговать с Россией товарами двойного назначения. Это относится и к Китаю, часть компаний которого уже попала под санкции.
В Кремле в ответ на готовность Запада воевать столько, сколько потребуется для принуждения России к миру, отвечают той же монетой. Так, новый закон о мобилизации является частью мер, по фактическому переводу страны на военные рельсы. Стоит обратить внимание на слова главы комитета по обороне более Госдумы Андрея Картаполова. Он, комментируя новый закон о привлечении к военной службе граждан России, заявил: «Эти поправки написаны для большой войны и всеобщей мобилизации. И запах этой большой войны уже чувствуется». Яснее не скажешь. Понятно, что вся эта мобилизационная машина заработает после проведения в России президентских выборов. И Запад должен понять этот сигнал из Кремля: мы готовы тоже к долгой войне. Кстати, мобилизационный ресурс Украины практически исчерпан: там уже гребут призывников по донышку. Россия его пока толком и не использовала. Все еще впереди.
Западу был послан и другой сигнал: решение направить бойцов «Вагнера» в Беларусь и знаменитый троллинг Лукашенко о прогулке «вагнеровцев» на Варшаву и Жешув из той же серии. Российские СМИ стали тут же разгонять слова Лукашенко, а эксперты комментировать возможную цель прогулки бойцов – захват Сувалкского коридора. В Польше и странах Балтии разразилась истерика. Они потребовали от США усилить военное присутствие американцев, как будто несколько тысяч бойцов «Вагнера» равнялась целой армейской группировке.
А между тем Запад хочет верить, что президент России загнан в угол, что ВСУ все же отвоевывает, пусть какие-то километры, но двигается вперед. Там каждый удар дронами по Москве и по тылам ВС РФ встречают преувеличенной надеждой, что дело в целом катится в сторону столь лелеемой Западом капитуляции России. Правда, надежды на развал России в ходе мятежа Пригожина, уже сошли на нет. Не возникли и глубокие конфликты внутри Минобороны РФ, на что тоже делалась ставка. Не оправдались и надежды на резкое обострение экономических проблем. Прогнозируется, что российская экономика в этом году продемонстрирует умеренный рост, отчасти потому, что военные заводы работают круглосуточно и у них нет недостатка в финансировании. Микрочипы, похоже, тоже поступают в Россию регулярно, что позволяет наращивать производство крылатых ракет. В Россию поступает и валюта, правда, не таким широким потоком, как в первый год войны. Путин прав: резкий рост на энергоносители и зерно дает нам более-менее надежный поток валютных ресурсов для закупки важных товаров за границей и удерживает бюджет от коллапса.
Российские экспортеры научились пользоваться юанем, а если бюджету потребуются деньги, то можно снова девальвировать рубль и баланс восстановится. И снова упростится задача, чем платить работникам военной отрасли. Пока не понятно, сумел ли Запад трезво оценить бесперспективность всех своих расчетов, которые рассыпаются в прах при столкновении с реальностью.
Что до войны, то Кремль держится невозмутимо. Судя по комментариями Владимира Путина на встрече с журналистами в Петербурге топтание на месте армии России его не волнует, а от украинского наступления он отмахивается как от проблемы, которая ничем нам не угрожает. Наоборот, лидер России не скрывает, что взят курс на создание боеспособной и хорошо оснащенной армии. Да, это потребует какого-то времени, но будет сделано. Кремль не жалеет усилий и для разрушения украинской экономики. На это и направлены бомбардировки украинских портов. «Вы хотели нас запереть в Черном море, а мы это сделали с Украиной, — посылает он сигнал Западу. Та же логика лежит в основе авиаударов России по энергетической инфраструктуре: они направлены на то, чтобы обесточить украинскую промышленность и сделать жизнь в промышленных центрах Украины невыносимой. Отток квалифицированной рабочей силы из Украины подрывает усилия Зеленского по созданию своего ВПК.
Западу давно стоит задуматься о бесперспективности войны. Пора бы уже и подумать о начале мирных переговоров по признанию реальности и поиску способа сосуществования России и США и ЕС в рамках новой реальности. Иной не будет.